Директор дочь директора

IMG_2894.jpg

Самобытный наш город начал серьезно преображаться пятьдесят с небольшим лет назад. От точечной застройки многоэтажками перешел к комплексной. Тогда, по проекту областного «Калинингражданстроя», заложили жилой микрорайон на пять тысяч жителей, с соответствующими объектами инфраструктуры. Так на месте картофельных полей, полузаболоченных низин и оврага (говорят, сооружение военных лет) один за одним вырастали двух-четырех-пятиэтажки. В 1966-м в эксплуатацию сдали детский сад и школу. Пригородный совхоз имени Калинина граничил теперь с одноименным, первым в городе микрорайоном.

Дети совхозных рабочих, проживающих у городской черты и в ближайших деревнях, наряду с городскими пришли учиться в отличную трехэтажную школу. Летние месяцы выдались «горячими», всем – учителям и старшеклассникам, перешедшим из шестнадцатой школы, завтрашним девятиклассникам новой школы досталось, пожалуй, больше других: уборка территории и школьных помещений, очистка стекол, расстановка парт… Пройдет два года и они – первые выпускники – с гордостью, а больше всего с грустью поменяют школьные классы на студенческие аудитории, мастерские профучилищ, на рабочие места. Школа отодвинется в прошлое, но не исчезнет из памяти, как и учителя, с которыми провели вместе столько часов над изучением любимых (и не очень) предметов.

С тех пор построено более десятка домов, микрорайон разросся. Последние два жилых объекта, посягнувшие на спортивную площадку напротив школы, кажется, перешли за границы нормативов, перегрузив и без того с напряжением работающие тепло- и водомагистрали. Но, несмотря на происходящее, на вмешивающуюся в нашу жизнь анархию, школа вообще и «пятая», в частности, остается верной назначению и учит детей правильно смотреть на мир.

В самом густонаселенном «государстве»

Школа № 5, потому что и далее разговор о ней, одна из самых молодых в городе – в сентябре ей исполнилось 50! Всего пятьдесят, что по человеческим меркам серьезная дата, круглый юбилей. Как жилось и ныне живется этому очень живому организму? Лучше всего его состояние чувствует руководитель. Марина Алексеевна Матвеева третий по счету директор средней школы № 5. У нас еще будет возможность вспомнить предшественников. Пока слово за продолжателем дела, начатого сильными женщинами, уважаемыми педагогами, личностями.

По-настоящему встреча с профессией для Марины Алексеевны началась именно здесь, в 1985 году. Скажите, хорошо начинать под маминым крылом? Дело даже не в этом. Молодому «физкультурнику» повезло в напарнике, коллеге, старшем товарище. Физкультуру вела тогда Черниговская. Кто знал ее (к сожалению, говорить приходится в прошедшем времени), тот подтвердит: да, Людмила Александровна не отличалась заискиванием перед учениками, бывала порой и резка, но со временем невозможно не оправдать ее позиции, не оценить неистовой преданности делу приобщения детей к физкультуре – кто, как не сам человек в ответе за собственное здоровье.

Коньком Черниговской был туризм. Время благоприятствовало – в средствах на снаряжение, поездки, слеты не отказывали в отделе образования. Опытный и молодой учителя взялись вдвоем продвигать туристическую работу. Дети с радостью занимались в клубе, названном «Сухие вещи». Но менялась политика, а с ней и экономическое положение. Пришлось оставить излюбленное направление работы. Появлялся проблеск и небольшой подъем, возобновление программы, но ненадолго. И только в конце 90-х вновь стали реальными походы, соревнования по ориентированию. Для тренировок использовали все возможные технические средства. Стремились выйти на занятые когда-то позиции. В то время в школу пришла молодая учительница физкультуры Ольга Сергеевна Лавилина. И Марина Алексеевна передала ей эстафету, подхваченную от Черниговской. Молодой специалист подхватил «эстафетную палочку» охотно, увлекать не потребовалось. И клуб заработал в полную силу. Не оставляла мысль, как бы заиметь настоящий скалодром, где станут полноценными тренировки по скалолазанию. Помогли реализовать задумку последние сентябрьские выборы. Депутат Законодательного собрания области, спикер Андрей Епишин с пониманием отнесся к запросу избирателей. Средства из депутатского фонда получены. Скалодром будет! Тренироваться и состязаться в скалолазании смогут ученики не одной «пятой», но и других коллективов.

Да, туристское направление работы – козырь бесспорный, о чем говорят результаты соревнований. Вот, к примеру, самый последний результат турслета. С «Туристического маршрута» ребята привезли одно первое место, два вторых и третье. Самое интересное, что давно уже «пятая» единственная из Кимр остается участницей областных соревнований.

Излюбленный вид спорта, в котором лидируют, есть у каждой школы. Но есть и утвержденная программа, в которой баскетбол и волейбол, футбол и легкая атлетика, лыжи и «президентские» состязания. В кабинете директора множество кубков, десяток наград выставлен и перед входом в спортзал. Марина Алексеевна поясняет: «Победители есть во всех видах, и во все годы были сильные ребята. Один из примеров: в прошлом и нынешнем году команда юных футболистов выходит в призеры в городском первенстве. Но не стоит думать, что мы делаем ставку лишь на спортивное направление, не исключено эстетическое – прикладное искусство. На базе школы работают кружки».

На территории школы стадион. В былые годы объект функционировал и мог использоваться в теплое время года для уроков физкультуры. Почему снова возвращаемся к той же, спортивной теме? Потому что нельзя не сказать о большой проблеме. Марина Алексеевна, хотя и говорит довольно сдержанным тоном, чувствуется, что ее теперешняя душевная боль – нехватка площадей. В спортивном зале заниматься приходится порой одновременно двум классам: в одной стороне, допустим, гимнастикой, в другой – баскетболом! Кто был бы против увеличить количество уроков физической культуры? Никто. Поколение должно расти здоровым, но как реализовать программу, если школа перешла на работу в одну смену, а это одновременно 29 классов – 680 учащихся. Не хватает места не только в спортзале, но и классных комнат, притом даже, что под аудитории перепланировали учительскую и помещения, изначально имеющие иное назначение. Давно назревало размежевание столовой и актового зала, увы… придется забыть о планах. Без проблем, конечно, не обходилось и в иные годы, и все же… Единственная школа густонаселенного жилого массива, действительно, находится в затруднении. К прочим, не таким острым нуждам можно причислить устаревшую телекоммуникационную технику в учебных кабинетах, ряд других хозяйственных, житейских забот.

Как бы то ни было, заключает Матвеева, а к учебному году привели помещение в порядок, сделали самый необходимый ремонт, чтобы здание в возрасте, с изношенными коммуникациями, построенное без подвала на заболоченной местности, продолжало функционировать. Словом, в одиночку пропасть не дают. Руку помощи помимо спикера ЗС подали от КПРФ, депутатского корпуса, администрации города, отдела образования. В юридических вопросах зачастую помогали и помогают коллеги, директора с большим опытом. На их же советы рассчитывает Марина Алексеевна и в непростых методических вопросах, по крупицам скапливая опыт собственный. Благодарна Матвеева и своему коллективу, очень немало значит их понимание, посильное участие. Со многими учителями идут они вместе годами. Подходит пора предметникам растить себе замену. И это еще одна боль, прежде всего, руководителя, ведь молодых приходит на работу меньше и меньше. Что пугает? Зарплата, нагрузка, иные трудности профессии?.. Учителю приходится отдавать много энергии, любви детям, а это величины, не имеющие единицы измерения и соответствия денежному выражению, это особенно пугает молодежь.

Не думала она, нынешний руководитель, что ее должность потребует столько самоотдачи, чтобы быть в ответе за коллектив, за каждого ребенка, хозяйственные дела… Со стороны всего не увидишь. Не дожидаясь моего вопроса, готовилась ли встать во главе школы, Марина Алексеевна сказала: «Не готовилась. И мама не хотела, чтобы я взяла на себя такой груз. Гораздо легче отвечать за самого себя. Решилось все почти без моего участия. После обсуждений в коллективе, руководство города пригласило меня подписать приказ о моем назначении на должность директора».

Кредо – брать ответственность на себя.

Итак. Вернемся к началу. Новую школу в 1966 году возглавила Анна Константиновна Сергеева, учитель русского языка и литературы. Представительная, статная, интеллигентная. Уважительно, вежливо, с достоинством умела держать себя с коллегами, подчиненными и с учениками. Проработав тринадцать лет, ушла на отдых по состоянию здоровья, передав дела заместителю Зое Николаевне Кучумовой. В школу № 5 Зоя Николаевна пришла в конце шестидесятых. И со ступени библиотекаря поднималась, приближаясь к учительству, для которого, как говорят очевидцы, была создана. Организатор внешкольных мероприятий, учитель русского языка и литературы, заместитель директора. Какой она была?

Говорит ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения Анна Васильевна Синева:

– Зоя Николаевна была на редкость порядочный человек, умела строить добрые отношения и с учителями, и с детьми. В коллективе благодаря ей сохранялась здоровая, доброжелательная атмосфера. Как профессионал отлично владела методикой преподавания, и не раз учителя обращались к ней за советом. Годы работы с этой женщиной-руководителем вспоминаются с удовольствием.

Из служебной характеристики: «З.Н. Кучумова возглавила коллектив школы № 5 в 1979 году и проработала в должности директора 27 лет. Имеет награду «Отличник народного просвещения», звание «Учитель-методист». Награждена грамотой Министерства просвещения РФ. Отличалась активной жизненной позицией».

В воспоминаниях учителя Татьяны Владимировны Орловой скупые официальные строки раскрываются полно, оживляют образ: «Впервые я встретила Зою Николаевну Кучумову в библиотеке нашей школы. Именно там мы с одноклассниками проводили все перемены. Своей приветливостью и доброжелательностью она притягивала к себе. А в 9 и 10 классе Зоя Николаевна не только вела у нас уроки русского языка и литературы, но и была классным руководителем. Мы понимали, что в жизни ей пришлось нелегко: она работала, училась заочно, растила двух дочек. Но к нам она всегда относилась с чуткостью и пониманием, и ребята платили ей тем же. Когда ее семье пришлось переехать в другой дом, наши парни ей помогали, а потом вместе пили чай и долго-долго разговаривали. Помню, как в 10 классе мы работали в колхозе «Красная нива» на уборке урожая, Зоя Николаевна приезжала к нам в выходной, привозила вкусного белого хлеба (его в сельском магазине не было). Очень любила литературу, часто читала нам стихи. Сама собрала огромную библиотеку. Именно с этой учительницей мы впервые со своими одноклассниками путешествовали по литературным местам: Ясная Поляна, Мелихово. С тех пор у меня это самый любимый вид отдыха.

Довелось нам быть и коллегами по работе. С 1973 по 1979 г. Зоя Николаевна работала заместителем директора школы по воспитательной работе. Каждое лето она возглавляла работу лагеря труда и отдыха, который действовал в совхозе имени М. И. Калинина, с обязательными поездками детей на экскурсии. С 1979 по 2006 год Зоя Николаевна руководила школой. Много трудностей выпало и здесь на долю директора. Что стоила организация занятий в три смены в маленьком филиале школы, когда разморозилась отопительная система большой школы. Все это время мы чувствовали ее поддержку и как руководителя, и как человека. Помогала советом, поддержкой, выручала в трудные девяностые. Всегда шла навстречу во всех начинаниях, поддерживая молодежь. У нее многому можно было поучиться, она всегда говорила: «Безвыходных ситуаций не бывает». Она научила брать ответственность на себя, быть настойчивыми в достижении цели, и самое главное, ни при каких обстоятельствах не опускать руки».

Время бежит вперед, оставляя позади наши силы, потихоньку убавляя энтузиазм, активность… Неожиданно для себя и других подходишь однажды к точке невозврата.

Из заметки в газету «КВ» от 23 ноября 2006 года семиклассницы Алеси Сидоровой: «Когда 16 октября мы пришли на занятия, по школе разнеслась трагическая новость: умерла Зоя Николаевна, наш директор. Умерла, проверяя тетради. «Скорая» уже не смогла спасти. Похороны Зои Николаевны прошли 18 октября в 10:45. На панихиду собралась вся школа. Многие плакали. Зоя Николаевна была прекрасным человеком, хорошим директором. Ее мечтой было сделать к школе пристройку с бассейном. Эти слова она произнесла всего 10 дней назад, в День учителя. Ее мечта – наша мечта. Ученики хотят, чтобы новый директор исполнил задуманное».

Бассейн, пристройка начали тогда уже из мечты превращаться в реальность, был готов проект. По прошествии нескольких лет, в ожидании средств, документ превратился в никому ненужную бумагу. Такова жизнь. Но, несмотря на экономические и иные коллизии, люди продолжают строить планы, тем более люди, наделенные властью, а значит, ответственностью за других.

Бушуй не бушуй житейское море, а капитан школьного корабля остается у штурвала и держит курс к далекому горизонту.

Вера Николаева
Фото Александра Петрова

Top