«В руках мастера кукла должна быть как скрипка Страдивари…»

IMG_9324.jpg

21 марта профессионалы и поклонники театра празднуют Международный день кукольника

Кукольник — одна из наиболее редких и интересных профессий. В настоящее время по всей России насчитывается свыше пятидесяти кукольных театров. Профессия не самая легкая, но актеры, посвятившие свою жизнь этому ремеслу, привыкли ставить перед собой сложные, порой непосильные задачи. В кукольном мире актер и зритель общаются друг с другом через куклу. Перед актером стоит задача не только оживить куклу, но и передать через нее эмоции.

Накануне Дня кукольника мне удалось поговорить с двумя актерами, которые знают об этой профессии не понаслышке — Вадимом Ващенко и Айком Хачатуряном.

Первым своими впечатлениями о куклах и полученной профессии со мной поделился Айк Хачатурян, в прошлом году закончивший обучение в Ярославском театральном институте.

— На кукольный курс Вы шли осознанно? Тяжело было пройти конкурс?

— В Ярославский театральный институт поступил не сразу, поскольку возникли вопросы с лишним весом и вокалом. В течение года пришлось приводить себя в порядок, а потом с новыми силами идти на творческие испытания. Педагоги меня узнали и не просили рассказать басню и прозу, как остальных, попросили только спеть…

Ни в Москву, ни в какой-либо другой город я бы не советовал поступать, только в Ярославль. Я понял это, когда к нам приезжали лучшие театральные ВУЗы страны на фестиваль «Будущее театральной России». В Москву и Санкт-Петербург попасть сложно, поскольку желающих много, и студентов выбирают по внешним данным, а театральная школа одна.

— А в Ярославле большой поток на кукольное отделение?

— Конкурс маленький. На курс могут и сорок человек взять, но бюджетных мест всего пятнадцать, а оплатить обучение может не каждый. Я бы не стал платить за учебу в театральном ВУЗе.

— На кого из мастеров-кукольников Вы равнялись во время обучения?

— Мои любимые мастера — это мои педагоги. Еще одним из мастеров, которым я восхищаюсь, является В. Захаров, придумавший куклу на запястье. Туловище куклы крепится на кисти так, чтобы указательный и средний пальцы руки актера стали непосредственно ногами куклы. Основа куклы делается полностью из дерева и не нужно мучиться с папье-маше.

— Вы можете создать полноценную рабочую куклу?

— Конечно. Мы очень много занимались их изготовлением, даже больше, чем репетировали на сцене. Зачастую мы делали макеты кукол, а наш педагог сама разукрашивала им лица и шила одежду. К сожалению, нам пришлось на год оставить своих дипломных кукол в университете. Это необходимо для отчетности.

— Чем для вас является кукла и профессия кукольника?

— Отношусь к кукле, как к своему ребенку. Мне нравится выражать эмоции через нее. Перед кукольником стоит более сложная задача, чем перед драматическим актером. Артист театра кукол — универсальный актер. Драматический актер учится ходить и говорить на сцене, оправдывать свои действия, а актера театра кукол помимо этих знаний обучают изготовлению и управлению куклой, цирковым элементам и многому другому.

— Происходило ли что-то необычное и неожиданное во время учебы?

— Историй очень много. Мы старались делать немыслимые вещи перед педагогами, чтобы удивить их. Как-то раз я предложил станцевать куклой брейк-данс и мне сказали, что это невозможно. Но я сделал куклой совершенно элементарные движения и педагоги это оценили.

А однажды мы ставили спектакль по А. Володину, играли первобытных людей. На нас был надет натуральный мех. Он так раздражал нос, что хотелось чихать. Во время одного из выступлений я произносил свою реплику и неожиданно для себя чихнул. Зритель смеялся очень громко, да и мы с партнером по сцене еле сдерживали смех. Но свой конфуз я все-таки оправдал перед зрителем.

— Почему так мало кукольных театров?

— Потому что многие дети смотрят много фильмов и мало ходят в театр, тем более кукольный. Некоторые родители даже не осведомлены о существовании таких театров в России. Я бы советовал родителям водить детей именно в кукольные театры, чтобы у малышей развивалось воображение.

В будущем Айк планирует открыть новый экспериментальный театр и стать режиссером. В завершение нашего разговора он выразил свою надежду о том, чтобы в Кимрах появился кукольный театр.

Многим жителям Кимр Вадим Ващенко известен как актер и ведущий мероприятий. Но не все знают, что он является актером-кукольником. О том, как профессия стала для него жизненной философией, он поделился с нами:

— С чего началась Ваша актерская карьера?

— После школы решил поступать в театральный ВУЗ на актера драматического театра. В Ярославле глава кукольного курса заметил меня и предложил поступить на кукольное отделение. Я никогда не думал о кукольном театре. В детстве в Чимкенте видел перчаточных кукол, и они мне не понравились, поэтому на предложение я отказался.

Так получилось, что приехал в Нижний Новгород и мне сказали, что рост не подходящий для драмы. В Москве в училище имени Щепкина мне тоже говорили про рост, сказали, что в будущем из-за него будет мучительно подобрать роль. А в Горьковском театральном училище меня заметили лучшие кукольники — Ю. М. Копылов и Н. П. Носов. На прослушивании мне сказали выбрать куклу и рассказать через нее что-нибудь. Я взял Бабу-Ягу и на нервах стал что-то рассказывать, но педагогам это понравилось.

— Вы не оставили желание уйти на драматический курс?

— В тайне, конечно, я рассчитывал рвануть на драму, но после первых двух месяцев учебы настолько проникся куклами, что перестал думать о драматическом театре. Я понял, что на кукольном курсе можно получить не только те же знания, но еще и мастерство оживлять неоживляемое. Кукольный мир стал и моим миром.

На курсе я был старшим. Это был экспериментальный курс, ставший легендой. На первом экзамене мы сделали то, чего никто до нас не делал — выпустили несколько спектаклей драматического и кукольного плана. Мы занимались всеми системами кукол и выпустили оригинальный эксклюзивный балет кукол «Кармен» на музыку Щедрина, чем поразили всех, кто занимался традиционным театром.

— У Вас есть любимые куклы?

— У меня все куклы любимые. Больше, конечно, люблю свою первую куклу — тростевого Месье Журдена из «Мещанина во дворянстве», которого сделал сам. Он очень похож на моего мастера. Еще любимые куклы — Тореодор и Братец Лис из «Сказок дядюшки Римуса».

— А что насчет любимых масте­ров-кукольников?

— Пожалуй, это Зиновий Гердт, Владимир Мартьянов, Николай Носов, а среди зарубежных — Филипп Жанти и Альберт Розер.

— Какой последний спектакль вы смотрели?

— В силу занятости мне редко удается побывать в кукольном театре. В последний раз смотрел спектакль по мотивам сказки Ш. Перро «Синяя Борода» в Санкт-Петербурге.

— Почему в настоящий момент Вы не работаете с куклами?

— Не работаю только из-за того, что рядом нет таких же сумасшедших, как и я, коллег, чтобы создать кукольный спектакль.

— В доме есть своя мастерская для изготовления кукол?

— К сожалению, нет. Но очень хотелось бы.

— Чем для Вас является профессия кукольника?

— Кукольный мир — это самый теплый мир. Он уникален тем, что каждый актер творит свою модель мира, в которой существует сам и которую предлагает другим. Кукольник — философ, которому есть что предложить, он всегда занят делом. Когда он находит время посетить фестиваль кукол — это большое счастье. Кукольник, как ребенок, не может врать и у него никогда не будет конкурентов.

Когда на драматическом курсе заканчивается обучение, кукольники его продолжают — им всегда есть чему научиться. Воспитание одного такого актера — процесс медленный. Мастерами становятся не все, поскольку нужно быть самоотверженными. Кукольник — это образ жизни.

— Если сравнивать драматического актера и актера театра кукол, можно ли считать, что кукольник более детально прорабатывает свой образ?

— Конечно. Кукольник больше находится в образе, потому что он привык быть за своим инструментом — куклой. Если драматический актер сам является инструментом, то кукольный артист предлагает образ, а не себя. Этим они принципиально и отличаются.

— Считаете ли Вы, что профессия вымирает?

— Профессия не вымирает. Это как сердцебиение: возникает волна развития, а потом затихает. Нельзя выпускать кукольный спектакль, как «шедевральные блины». Одно дело, когда обычный актер готовит свою роль, другое дело, когда пытаешься, чтобы кукла выражала целый мир. В руках мастера кукла должна быть как скрипка Страдивари и сам артист должен быть таким же маститым.

Печально, что куклы наиболее популярны как выставочные образцы, а не как театральный инструмент актера. На всю Тверскую губернию есть только один театр — в Твери. Кукольника нужно воспитывать, если бы были технические и материальные возможности, как в доперестроечные времена, ситуация была бы лучше.

— Спасибо за интересную беседу и удачи в Вашей творческой деятельности.

Светлана Епрушкина
Фото Александр Петров

Top