В соответствии с п.1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления (далее — ОМСУ) или уполномоченными ими органами.
На территории г. Кимры и Кимрского района Тверской области наделены такими полномочиями 15 ОМСУ.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами ОМСУ.
В свою очередь Федеральным законодательством не предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности органами муниципального земельного контроля. В связи с этим, муниципальный земельный контроль обязан осуществлять свою деятельность во взаимодействии с уполномоченными органами, осуществляющими государственный земельный надзор.
На территории города Кимры и Кимрского района Тверской области взаимодействие государственных и муниципальных инспекторов осуществляется путем проведения совместных проверок, рассмотрения материалов, направленных органами муниципального контроля, и привлечения виновных лиц к административной ответственности. В текущем году были осуществлены совместные выезды в рамках трех проводимых проверок. Также специалистами Кимрского отдела Управления Росреестра по Тверской области были проведены: совместное совещание с муниципальными инспекторами и обучающий семинар по организации дальнейшего взаимодействия в части контроля за использованием земель.
Несмотря на принятые меры, эффективность муниципального контроля на территории Кимрского района на сегодняшний день находится на недостаточно высоком уровне. Это касается как количественных, так и качественных показателей.
В текущем году от ОМСУ поступило всего 32 материала проверки соблюдения земельного законодательства, из которых по 23 материалам возбуждены дела, а нарушители привлечены к ответственности. Так, в сравнении с работой инспектора Кимрского отдела Управления Росреестра по Тверской области за аналогичный период, им проведено 87 проверок соблюдения земельного законодательства, привлечено к административной ответственности 24 лица, выдано 8 предписаний, 7 материалов передано для рассмотрения в иные органы в рамках компетенции.
Представленные материалы проверки ОМСУ зачастую подготовлены ненадлежащим образом. Встречаются случаи несоблюдения сроков предоставления материалов проверки. Наличие указанных обстоятельств очень часто исключает возможность привлечения органом государственного земельного надзора лиц к административной ответственности.
Совершенствование системы муниципального земельного контроля напрямую зависит от инициативы ОМСУ, поскольку, при всей напряженной работе государственного инспектора, только уполномоченные сотрудники ОМСУ ежедневно сталкиваются с вопросами нарушения земельного законодательства физическими и юридическими лицами и способны оперативно реагировать на все выявленные нарушения.
Начальник Кимрского отдела Управления Росреестра по Тверской области И. М. БАШИЛОВА