Городская усадьба Курицына. Конец XIX века

На фоне всепобеждающего сноса и разрушения старинных зданий в исторической части города судьба добралась и до строений усадьбы Курицына. Общественному сознанию все более недоступной становится разница между историческими ценностями и историческим мусором. Многие современные управленцы не разбираются ни в искусстве, ни в архитектуре, что особенно фатально при сносе. В безвозвратное прошлое уходят очертания старинных городов и сел, культурные традиции тех, кто здесь жил, ценя и создавая прекрасное, всего лишь сто с лишним лет назад.

Бывшая усадьба Курицына, имевшего в Кимрах лавку скобяных товаров, — хорошо сохранившаяся часть старых Кимр. Она находится в центральной исторической части города Кимры, на бывшей Тупицкой улице, нынешней улице имени Карла Либкнехта. Усадьба состояла из деревянного флигеля и основного здания — кирпичного дома с огромным подвалом, имевшим арочный выход во двор. Оба здания расположены на одном земельном участке, и каждое из них имело свои функциональные особенности. Двухэтажный кирпичный дом представляет собой торговую лавку на первом этаже, закрытую сохранившимися до сих пор металлическими и деревянными ставнями и кое-где старинными замками, и жилой этаж, на который ведет широкая деревянная лестница центрального входа.

Стены жилых помещений были оштукатурены и расписаны по трафарету синей краской, которая еще кое-где сохранялась и после 2000 года, пока ее не размыло почти полностью льющейся сквозь рухнувшие потолочные перекрытия дождевой водой.

Однако развал начался намного ранее. Трагедией для города стала муниципализация 120 домов в 1919 году, среди которых оказалась и лавка Курицына. Несвоевременный ремонт, отсутствие средств на содержание зданий со стороны городской власти довели оба здания до серьезных повреждений, несмотря на прочность постройки. Весной 2008 г. при разравнивании площадки в непосредственной близости от стены кирпичного дома Курицына неловкое движение ковша экскаватора привело к обрушению части брандмауэра. Опоздавший на десятилетия капитальный ремонт кровли этого же здания в 2013 г. едва не стоил жизни бригаде строителей, когда под ними рухнул целый фрагмент сгнивших от протечек кровли бревенчатых перекрытий. Несмотря на все это, архитектурный комплекс из двух зданий продолжает радовать глаз гармоничными пропорциями.

Жилой этаж кирпичного здания был изначально оснащен несколькими печами, сохранившимися до сих пор в своем первоначальном виде, с выложенными аркой топками. Внешние стены здания выполнены кладкой в три кирпича. Все внутренние капитальные стены здания — полые и представляют связанную систему дымоходов, что позволяло прогревать первый этаж при топке многочисленных печей на втором этаже. Лавка имела отдельный вход и собственное крыльцо, которое входило в комплекс внутреннего двора с пристройками. Крыльцо центрального входа сохранило до сих пор редкого изящества ковку под козырьком, с большим количеством фасонных и тянутых витых элементов, остальные элементы крыльца, к сожалению, утрачены весьма давно, вероятно, в первые годы советской власти.

В самой лавке еще сохранились оштукатуренные пологие полуциркульные своды между швеллерами первого этажа, опирающимися на брандмауэры.

Красивое кирпичное здание усадьбы на настоящий момент имеет в первую очередь историческую значимость для города, так как большая часть зданий периода второй половины 19 — начала 20 века в Кимрах является утраченной, а оставшаяся продолжает стремительно сокращаться. Благодаря вкладу местной власти в уничтожение культурных ценностей, следует заметить, что такой сложности фасадной кладки в Кимрах, как на фасаде дома Курицына, более не встретишь нигде из сохранившихся зданий.

На момент постройки этого дома, получившей завершение в 1908 г., Кимры — это еще большое промышленное село, в котором уже начали появляться здания в кирпичном стиле, характерном для большинства городов того времени. Этот стиль характерен в основном для второй половины 19 — начала 20 века и использует в качестве украшения кирпичный декор. Кимры этого периода имеют массу «зданий каменных, двухэтажных деревянных, крытых железом или дранью», читаем в очерке Алексея Степановича Столярова «Село Кимры и его обитатели» 1899 года. «Дома напоминают городские постройки. Они высоки, презентабельны, имеют массу комнат, делятся на прихожую, зал, столовую, кабинет, спальни, детскую, а иногда имеют и будуары», пишет автор.

В Алфавитном указателе торгово-промышленных заведений А. С. Столярова в разделе «Торговля железным и скобяным товаром» мы находим и имя Курицына Николая Ильича, а также Курицыной Прасковьи Ивановны.

По свидетельству А. С. Столярова, современника Н. И. Курицына, дома зажиточных людей отличались роскошью. «На окнах высоких и широких вы видите роскошные занавесы и превосходные цветы. Мебель выписана или из Москвы или из Петербурга, обои и ковры и бронза в таких домах явление обычное. Во дворах таких домов есть особые людские, особые кухни, конюшни для лошадей, сарай для экипажа и скотный двор для коров. Люди среднего достатка живут городскою, а не сельской жизнью, да и вообще в селе Кимре чисто сельская жизнь отсутствует».

Сохранившиеся элементы усадьбы Курицына как нельзя более полно соответствует историческому описанию А. С. Столярова.

Если угловой деревянный флигель выполнял роль людской и кухни, то основным зданием усадьбы был сам кирпичный особняк. Главный фасад дома Курицына украшает весь комплекс. Он выполнен довольно сдержанно, без излишней роскоши, бросающейся в глаза, но достаточно изящно и со вкусом. Главный уличный фасад кирпичного здания представлен кирпичным декором вместе с другими элементами — несмотря на экономичность стиля, фасад дома Курицына весьма богато украшен резными капителями фасадных пилястров из белого камня, на фасаде встречаются фасонные кирпичи клинкера другого цвета. Тесаный кирпич карнизов опирается на заделанные в кладку металлические полосы. Между первым и вторым этажом главного фасада существует фриз, зрительно разделяющий этажи.

Главный фасад состоит из трех частей — центральной и двух боковых. Центральная часть фасада дополнена фронтоном в псевдоготическом стиле, в то время как фасадные пилястры, делящие фасад на три части, выполнены скорее в византийском стиле. При этом боковые и задние фасады практически не имеют декора.

Центральная часть фасада выделена тремя слитно декорированными окнами из пяти имеющихся в главном фасаде. Следует отметить, что только на главном фасаде окна имеют дополнительные детали и элементы архитектурного решения.

Все многочисленные окна здания имеют полуарочное завершение, органично сочетаясь с кирпичной аркой, соединяющей основное здание городской усадьбы Курицына с деревянным флигелем, более скромным, оштукатуренным зданием, имеющим однако строгие архитектурные пропорции сочетания с основным особняком, что свидетельствует о едином стиле и времени постройки усадьбы.

Оба здания расположены на одной линии как со стороны улицы, так и в глубине двора. Между ними — небольшое расстояние, около 4 метров, вымощенное камнем, что удерживает фундаменты обоих зданий — и особняка, и флигеля — от смещения. Вымощен камнем был и тротуар перед уличными фасадами зданий, что также позволило зданиям сохраниться до настоящего времени без повреждений фундамента.

Оба здания до сих пор стоят ровно на одной линии, среди вековых лип и щебечущих птиц, создавая восхитительный ансамбль и свидетельствуя о высокой культуре строительства конца 19 века, в тихом сне о прошлом ожидая очередного прихода бульдозеров из местной администрации.

Г. Васильева, Г. Павлов

Top