Тема наркомании в Кимрах — в прозе и публицистике

nark.jpg

В последние годы удалось обнаружить и собрать, в немалой степени благодаря распространению Интернета, немало текстов, связанных с Кимрами — прозаических и стихотворных произведений, путевых заметок, публицистических выступлений. Новой и поистине животрепещущей темой ряда публикаций стала наркомания. СМИ заговорили о проблеме: появилось множество газетных статей и заметок, на рубеже 1990-х — 2000-х гг. в город регулярно приезжало телевидение. Часть сюжетов была посвящена общему состоянию города, часть — о. Андрею Лазареву, часть — дьякону Элизбару.

Тогда же появилось словосочетание: «малая столица наркомании», вызывавшее немало вопросов. «Кимры — малая столица наркомании, почему?» — задавался вопросом безымянный автор сообщения на городском сайте «КИМРЫ.NET». Вопрос не был риторическим, поскольку далее следовало: «Почему маленький провинциальный городок «прославился» торговлей наркотиками? В чем истинная причина роста наркоманов в городе? Кто-то пытался в этом разобраться?». Причиной назывались цыгане, основную роль в «наркокатастрофе города Кимры Тверской области сыграл расположенный в нем цыганский табор».

Появившийся «образ» оказался многократно размножен. В 2007 г. в статье А. В. Полуботы («Литературная газета») словосочетание «малая наркостолица» приводится уже в первом абзаце. Суть статьи — о конкретных действиях, предпринимаемых в Кимрах; автор встретился с протоиереем о. Андреем (Лазаревым), неофициально (но действенно) возглавившим борьбу против наркомании, и дьяконом Элизбаром: «К нам подходит цыган Эдуард, «белая ворона» из табора, просит у священника благословения на какое-то будничное дело». Элизбар становится героем немалого числа публикаций; появляется парадокс: выходец из табора, и — диакон. Газетные статьи о нём назывались сходным образом: «Табор уходит в веру» («Русский репортёр», 2008 г.) и «Табор уходит в небыль» («Караван+», 2009 г.) и др.

«Медийность» фигуры о. Андрея (материалы С. Венявского, В. Стрельцова, А. В. Полуботы и др.), участие в телепрограммах, множество розданных интервью, известность священника как борца с наркоманией сделала его одним из символов современных Кимр и, одновременно, охранила от многих посягательств на жизнь со стороны самих наркоманов и распространителей наркотиков. В источниках упоминается и «Голливуд» — цыганский табор: «В 1990-е годы город получил негласный статус «столицы наркобизнеса», а место в правобережной части города, где располагался цыганский табор, в котором продавали наркотики, называли «Голливудом”» (В. Словецкий); «“Голливуд» — так прозвали табор за доступность «товара» и качество обслуживания московские наркоманы, приезжающие в Кимры специально для того, чтобы купить наркотики подешевле» (С. Венявский).

Неудивительно, что тема наркомании в Кимрах проникла и в художественные произведения. В путевых заметках «Книга реки», В. Ф. Кравченко упоминает и об этом: «На одноэтажном здании крупная, бросающаяся в глаза вывеска: «Центр диагностики СПИДа». Дубна и Савёлово переживают волну молодёжной наркомании и борются с этим бедствием всеми возможными способами». Кимры в данном примере названы «Савёловым» — эта географическая неточность со стороны Дубны подтверждается едва ли не официально — на дороге по направлению к Кимрам долгое время находился указатель на несуществующий населённый пункт: Савёлово.

А. Рыбин, описывая Кимры в рассказе «Мой друг Владислав Кугельман» (из цикла «Разложенные города»; «Сибирские огни», № 8, 2010), признаётся в приёме наркотиков и объясняет причину этого:

«Попытка увидеть окружающую действительность с новых точек, с новых вершин или глубин, обрядившись в наркотический обморок, — это было расширение сознания, а не обыденная наркомания. <…> Мы старались быть нарко-снобами, почти не употребляли «тяжёлые» наркотики и, набив патрон папиросы марихуаной, выбирали ещё незнакомые направления в понимании жизни».

Рассказ (в некотором смысле?) автобиографичен. А. Рыбин родился в Кимрах, некоторое время работал в местных газетах «Кимрский вестник» и «Кимрская независимая газета», затем переехал во Владивосток. Приведённое свидетельство — взгляд не только на личностный кризис человека, но и на ситуацию в городе — ломка морали и нравственности, проявившиеся в 1990-е гг., пенсионеры, перекрывающие центр города из-за невыплаты пенсий, массовые продажи муниципальной недвижимости, брошенность и ненужность подрастающего поколения, кризис 1998 г. — маркеры окружающего мира, тем более заметные в небольших городах. Отсюда и попытки забыться, уйти от серой и безнадёжной действительности в «героиновый рай», что и передано в рассказе Рыбина (главные герои — бюджетники — журналист и медик).

В последние годы в местной прессе стало появляться меньше статей, посвящённых проблеме наркомании — торговля наркотиками в Кимрах остаётся актуальной проблемой, но «Голливуда» не стало — распространители наркотиков, известные на рубеже веков, либо переехали, либо «затаились». Вполне очевидно, что тема «Наркомания в Кимрах» ещё ждёт своего осмысления в художественных текстах — резонанс получился достаточно большим.

Владимир Коркунов (мл.)

Top