В благоприятной среде

DSC00022.jpg

В первый же год, когда Марина Николаевна Бросалина начала заниматься с детьми изобразительным искусством, с удивлением для себя обнаружила, что учащиеся познают мир прекрасного, не выходя из стен кружкового помещения. Как так, живя, по меркам страны, вблизи Москвы, не бывать в столичных музеях и в исторических пригородах? И постепенно начали «выходы в свет». Было это почти два десятилетия назад, первые выпускники давно определились в жизни. Растет под руководством Марины Николаевны очередное поколение. Поездки, когда-то введенные в школе искусств, как правило, точнее, как пробудившаяся потребность, стали неотъемлемой составляющей полноценного художественно-эстетического воспитания.

Преподаватель по памяти называет всем известные объекты, которые посетили они за эти годы. Начали с музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, где сосредоточены произведения европейского искусства. Сюда приезжали с каждым выпуском. Конечно, посещали Третьяковскую картинную галерею, без этого не обходится ни один образованный человек, оказавшись в столице. Далее Марина Николаевна перечисляет: музей Рериха, музей народов Востока, картинная галерея Ильи Глазунова, музей Корина, усадьбы: Абрамцево, Коломенское, Кусково, Архангельское…

Со временем, когда в обиход вошел так называемый образовательный туризм, белогородцы стали насыщать выбранные маршруты, выходить за рамки музеев изобразительного искусства. Так в их активе отмечен Ботанический сад, Останкинская телебашня, Музей космонавтики, Поклонная гора, Бородино, Кремль, зоологический музей… В конечном счете, и этого оказалось недостаточно. Не могли же они, жители Тверской области, не видеть областного центра, и включили в свои планы посещение тверских музеев, а попутно других достопримечательностей. Проехали и по пунктам «Золотого кольца» — Суздаль, Переславль-Залесский…

Но если думаете, что этим список маршрутов завершается, то ошибаетесь. Несколько лет назад в союз с юными туристами ДШИ Белого Городка вступили ребята общеобразовательной школы поселка, чтобы вместе минимум дважды в год совершать выезды. В результате численно отряд охотников до познавательных поездок возрос троекратно. Но, как понимаете, смысл не в количестве, а в качестве. Наталья Николаевна Салтыкова, учитель русского языка и литературы, рассуждает примерно так: поняли, что подобные экскурсии не только развивают интерес к культурному наследию, позволяют приблизиться к шедеврам и воочию увидеть мастерство художников — «походы в свет» воспитывают, учат поведению в обществе, общению между собой и с людьми посторонними, позволяют наблюдать со стороны реакцию ценителей искусства, знатоков… На то направлена современная система образования — на воспитание гармоничной личности.

Практика, начатая М. Н. Бросалиной, подхваченная Н. Н. Салтыковой, привлекла на сторону путешествующих и родителей. «Назвали мы себя «паучки», — рассказывает Наталья Николаевна, — всегда в движении, а ПАУЧКИ аббревиатура: путешествуя, анализируем, учимся чувствовать культуру, искусство». Учитель средней школы так же, как и преподаватель школы искусств, называет перечень маршрутов — поездок в театры столицы, которые в планах «паучков» заняли законное место: Московский художественный театр им. Горького и его тезка им. Чехова, театр им. Вахтангова, «Сатирикон» и Театр сатиры, музыкальный им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, «Новая опера», «Ленком», «Аквамарин»… Вряд ли все драматические и музыкальные названы. Еще цирк, музыкальное и ледовое шоу у елки и так далее.

Говорим о результатах. В чем исчислить коэффициент полезного действия от подобных внеклассных уроков? Есть ряд выпускников художественной школы, которые продолжили, продолжают дело учителя, рассказывает Марина Николаевна. Но есть немало выпускников, не художников и не дизайнеров, которые запомнили музеи, картины, рассказы о художниках, архитекторах, помнят театральные спектакли и говорят «спасибо» за то, что когда-то их приобщили к прекрасному, научили выбирать хорошее, оценивать то, что предлагается зрителю. И у Натальи Николаевны есть аргументы в пользу их поездок: «Путешествуем мы не в пространстве, а во времени. Сценическая постановка переносит нас в иной век, но мы всегда можем говорить о произведении как близком, о чувствах, изменились ли они. К примеру, рок-опера «Юнона и Авось», мюзикл «Граф Орлов», балет «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро». Тема любви, чести, идеалов нравственности… Мы можем обратиться к книжному произведению — основе сценария, устроить обсуждение идеи автора и версии сценариста. То же, кстати, можно говорить и о сюжете живописных полотен или, на первый взгляд, простом детском шоу «Спасти северное сияние» с элементами синхронного плавания. Таким образом, возникает некое межпредметное пространство, в котором мы с ребятами живем: обязательно говорим, дискутируем, учимся оценивать».

За годы работы по программе образовательного туризма руководители наработали опыт по заказу билетов, стараются находить приемлемые ценовые варианты, но в любом случае вещь должна заслуживать внимания школьников и отвечать эстетическим задачам. Наработан и опыт взаимовыгодного сотрудничества с одним из автопредприятий. И все это на плечах взрослых, учителей, которые своей целью видят формирование личности ребенка в информационно-коммуникационной и культурной среде.

Вера НИКОЛАЕВА

P.S.: Весной текущего года Марине Николаевне Бросалиной присвоено звание «Почетный работник культуры и искусств Тверской области».

Top