Учителями славится Россия

IMG_9312.jpg

Сентябрь — примечательный месяц. Каждый год в этом месяце начинают свое путешествие в незнаемое школьники и студенты. И до окончания учебы ведут их к знаниям педагоги. Недавно, читая «Диалоги» Платона, узнал, что педагогом в Древней Греции называли воспитателя, человека, ведущего ребенка в школу. Удивительно, как давно люди поняли великое назначение школы, учителя, педагога.

Первого сентября, в теплый, светлый день, мне довелось побывать на праздничной линейке в школе № 13, в школе Светланы Борисовны Кузнецовой, и в тот же день присутствовать на встрече ветеранов педагогического труда, состоявшейся в помещении городского Совета ветеранов. Здесь не работающих уже и еще продолжающих трудиться немолодых учителей встречали и приветствовали: заведующая городским отделом образования Надежда Алексеевна Зайцева, заместитель главы города Ирина Макаровна Балковая, председатель отделения Союза пенсионеров Мария Александровна Яковлева, председатель Совета ветеранов Нина Петровна Шошина. Нина Петровна предложила участникам встречи поделиться своими воспоминаниями, припомнить любимые песни. О себе Нина Петровна сказала, что начинала учиться в деревне, в которой не было электричества, не было многого, но что в той деревне жили добрые люди и что первым человеком в деревне считался учитель. Он был воспитателем, учил детей быть добрыми, любить свою Родину. Будет очень хорошо, закончила свое обращение к педагогам Нина Петровна, если слова, мысли и пожелания учителей отложатся в умах и сердцах следующих за нами поколений.

Прозвучали в этот день концертные номера, с которыми выступили певцы и музыканты Дворца культуры «40 лет Октября». Приветственные стихи прочитали ветеранам учащиеся школы № 4. Было много искренних поздравлений и цветов. И никак нельзя было обойтись без разговора с некоторыми участниками первосентябрьской встречи.

В литературе и в жизни ценю реализм

Серафима Максимовна Помогаева: «Первый учительский сентябрь был для меня в 1970 году. Запомнились только улыбки, цветы, чувство радости. Я окончила Елецкий пединститут в Липецкой области. Два года работала в Тербунской сельской школе, а потом 40 с лишним лет в Кимрах, в школе № 11, преподавала русский язык и литературу. Мой любимый писатель? — Шолохов. Я всегда любила и люблю его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятую целину». Один из моих учеников сказал об этом писателе: «Умел человек писать». Вот и я так думаю. Шолохов прекрасно изобразил наш народ, силу его, язык, красоту его и, конечно, природу. К сожалению, дети сейчас мало читают, предпочитают читать серьезные книги в кратком изложении, довольствуются чьим-то пересказом прочитанного или просмотром фильмов, поставленных по программным произведениям классиков нашей великой литературы. Раньше устные экзамены много способствовали развитию речи детей. И, конечно, уроки литературы немыслимы без написания школьниками сочинений на изучаемые и свободные темы. Теперь я в своей родной Одиннадцатой школе преподаю технологию, учу девочек готовить разные блюда, шить на ручных и ножных машинках, учу вышиванию, вязанию, плетению бисером».

Учитель, ученик и окно в мир

Раиса Касимовна Петрухно: «После окончания Горьковского педагогического института я работала в школе-новостройке в Выксунском районе Горьковской области. Помню, что все мы — нас было пять выпускников института — очень волновались. Школа была средняя, учились в ней дети со всей округи. Да, волнение было, но встретили нас там очень хорошо. В той школе я отработала пять лет. В Кимры приехала в 1970 году и живу здесь уже 45 лет. Я — преподаватель математики. Начала работать в Пятой школе, в микрорайоне. Здесь прекрасный педагогический коллектив. Моими наставниками были Мария Петровна Седова и Анна Васильевна Синёва, прекрасной души человек, она присутствует на нашей сегодняшней встрече. После школы № 5 работала в школе № 2 заместителем директора по воспитательной работе. Туда меня пригласил Алексей Алексеевич Малышев. А потом заведующий отделом народного образования Павел Филиппович Титов назначил меня директором Четырнадцатой школы, в коллективе которой я проработала около 14 лет, параллельно ведя математику. Позднее, еще 13–14 лет работала в школе № 11 и ушла на пенсию из этой школы. Вот так пролетели годы».

— «Быстры, как волны, все дни нашей жизни». Почему вы выбрали для себя профессию учителя?

— Я мечтала об этой профессии с детства. Мне всегда нравилась математика. Я любила решать задачи. И сейчас люблю их решать.

— В Кимрах вас знают, а со своими первыми учениками доводилось встречаться?

— Да, встречаюсь. В Нижегородской области живут мои родные, и я езжу туда. Мои первые ученики говорят, что я открыла им окно в мир: мы с ними каждый год куда-то ездили, были в Москве, Ленинграде, Горьком, Муроме…

— Мне довелось вместе с вами, с Зоей Николаевной Кучумовой и вашими учениками из Пятой школы участвовать в поездке в чеховское Мелихово, в толстовскую Ясную Поляну и, на обратном пути, в «Поленово». Это было давно, но ваши ученики эту экскурсию помнят.

— Я люблю путешествовать.

Прежде, чем начать раздавать сокровища…

Людмила Александровна Озерова: «Я окончила Калининский педагогический институт имени Калинина в 1960 году и направление получила в Кимрскую школу рабочей молодежи, которая потом стала называться вечерней школой».

— Член президиума городского Совета ветеранов Лидия Михайловна Чихалова рассказала мне, что училась у вас, будучи заготовщицей на фабрике «Красная звезда» и что некоторые ваши ученики были тогда много старше вас. Сколько лет вы проработали в вечерней школе?

— 54 года. Встретили меня очень хорошо. Ученики мне понравились. Это, действительно, были взрослые люди, в основном, кадровые рабочие. У них было отставание в знаниях, но они хотели учиться. Каждую среду я занималась с ними дополнительно, и они очень быстро наверстывали упущенное ранее. Многие потом оканчивали техникумы и институты. Математика, которую я преподавала, — предмет интересный. Вспоминаю, учился у меня молодой человек по фамилии Тимонин. Володя Тимонин. Он слушать ничего не хотел, на уроках вертелся, крутился. Мы посадили его в класс, где обучались люди с большим жизненным опытом, такие, как Лидия Михайловна Чихалова, о которой вы говорили, и мальчик переменился. Он увидел, что никто на него внимания не обращает, стал на доску смотреть, начал что-то понимать, заинтересовался, стал учиться на 4 и 5, а потом институт окончил, по-моему, энергетический.

— Я вас знаю как прекрасного экскурсовода. У вас была первая, самая высокая категория мастерства. Вы посвящали экскурсионной работе свои выходные дни.

— Я расширяла свой кругозор. Перед каждой поездкой нужно было изучить будущий маршрут, многое перечитать, заучить наизусть. Зато однажды на пути из рязанского села Константиново я всю долгую дорогу читала своей группе стихи Есенина.

— Помните их и доныне?

— Конечно.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…

— Очень хорошо. А с учениками своими доводилось делиться тем, что вы видели в других краях: в пушкинском Михайловском, в тургеневском Спасском-Лутовинове?

— А как же, конечно. Все накопленное отдавалось ученикам. Но прежде, чем раздавать душевные сокровища, нужно было их накопить.

— А о вашем знакомстве с небом ваши воспитанники знали? Вы ведь были парашютисткой. Сколько у вас прыжков?

— 78. Все это было во время учебы в институте. Кроме того, я еще и летчик-спортсмен 3 разряда.

— На каком самолете летали?

— На Як-18. Причем, не только летала, мы выполняли фигуры высшего пилотажа.

Юрий ПРОКОФЬЕВ
Фото Александра ПЕТРОВА

Top