Попытка косплея выжить в России

chui.jpg

Косплей — переодевание в костюмы известных персонажей игровых вселенных и мира кино. Он содержит в себе много направлений и заимствованных технологий, если перечислять все — нам не хватит выпуска, поэтому уделим внимание одной — Fursuit (фурсьют), в рамках косплея называемая «Furry-cosplay» (фурри-косплей). Это создание костюмов животных для людей. С одним из мастеров этого дела, Татьяной Вивеан, наша беседа.

— Что побудило вас заняться косплеем и какое мероприятие посетили первым?

— Не знаю, в какой момент моя деятельность стала косплеем, так как мастерила я, сколько себя помню, начиная с раннего детства. Потом просто нашла компанию, в которой и другие люди этим занимались, а главное появились мероприятия, где можно было показать себя. Больше всего нравится тот момент, когда мир воображаемого переходит в материальную реальность. Первый фестиваль я не помню, так давно это было, не могу вспомнить даже название, там я была просто посетителем даже без костюма. А спустя пару лет уже осознанно пошла на Animatrix.

— Как родители и друзья относятся к вашему увлечению?

— Ну, наверное, как и у многих косплееров, это не очень веселая история. Друзья поддерживают меня в этом, а родственникам, мягко говоря, неинтересно.

— Как часто встречаете знакомых косплееров на фестивалях? Каков максимальный возраст?

— У меня много друзей, вообще, состав активных косплееров по России не особо большой, однако на каждом мероприятии я могу встретить около 15 знакомых.

Максимальный возраст моих знакомых косплееров — 45 лет.

— Сколько времени занимает создание костюма? Насколько сложные элементы используете? Окупается ли это?

— Может делаться сколько угодно в зависимости от сложности — и за сутки, и за год, но я стараюсь укладываться в месяц, в два, иначе оно не окупается.

Костюмы, которые больше не буду надевать, идут на аукцион и неплохо расходятся. Сейчас у меня несколько костюмов. Самая сложная конструкция — подсветка и каркас, так как там важна точность и баланс между прочностью и легкостью. Обычно люди считают движущиеся механические детали сложными, но поскольку они у меня во всех костюмах, то уже не вызывают проблем. В меховых костюмах очень жарко, поэтому внутри есть кулер (система охлаждения). Систем охлаждения два вида — с кулером или трубками жидкого азота, но они уже не в теме, потому что обходятся дорого. Рынок в наше время не позволяет таких дорогих и сложных костюмов.

— Обязательно ли делать костюм самому, чтоб быть косплеером?

— Сперва косплей в России развивался так: чтобы быть полноценным косплеером нужно самому сделать костюм, самому отыграть роль. В отличие от запада у нас как раз-таки конкурс косплея это именно конкурс рукоделия и актерского мастерства, косплеер отличается от модели и от крафтера (тот, кто сам создает костюм) тем, что он два в одном.

Есть такие люди, которые могут сами сделать хорошие костюмы. На некоторых фестивалях это обязательно, если хочешь попасть на конкурс. Организаторы фестивалей обычно предупреждают об этом примерно за год, чтобы было время их сделать. Например, японский фестиваль Хинаде (Hinode) сохраняет эту традицию, у них при подаче костюма ты высылаешь им полный фотоотчет по созданию костюма. Важно, чтобы не менее 80 % костюма было выполнено тобой. Парики очень сложно изготовить, поэтому их можно заказывать, укладку чаще всего также делают у мастера. Зачастую, костюмы по играм и фильмам слишком сложны, чтобы в одиночку выполнить их целиком. Поэтому либо отдельные части заказывают в мастерских, либо полный костюм. Участники смотрят на костюмы предыдущих победителей, чтобы понимать, что нравится жюри. Точно также с фестивалем Игромир, люди давно пытаются на него попасть, это считается очень престижно. Еще оно довольно справедливое и суровое. Если твой костюм оценили там, значит, он действительно крут. Поэтому люди к нему готовятся за год, ничего там не отвалится, прочный и, главное, удобный.

— Считаете ли вы, что нужно максимально вживаться в образ? Копировать не только внешность персонажа, но и его характер?

— Разумеется! Любой даже самый крутой костюм без него не воспринимается.

Моя сильная сторона — создание костюмов, я делаю то, что у меня хорошо получается. Но я стараюсь научиться и отыгрышу. Сейчас просто неинтересно вытащить крутой костюм на сцену, важно и отыграть роль персонажа. На взгляд не все могут оценить, как много труда вложено в костюм. Забавно, когда очень простые за счет отыгрыша выигрывают у очень крутых и сложных, потому что зрителя трудно впечатлить. Как только все это превращается в шоу-бизнес оно оценивается по результату, а не по силам, которые были вложены.

— В образе каких персонажей вы уже побывали и какой из них любимый?

— В основном я делаю костюмы животных: волков, лисиц, Чубакку делала, драконов, тигрицу из Кунг-фу Панды… Мне трудно выделить самый любимый. На все свои костюмы я трачу много денег, и если бы они мне не нравились, я бы их не делала. Больше всего я вжилась в роль богини-лисы Инари, это уже традиционный персонаж на фестиваль Они-но-Йору(Oni no Yoru).

— Есть ли персонаж, образ которого вы мечтаете воплотить в жизнь?

— Сейчас я мечтаю делать персонажей по российским комиксам студии Bubble. Потому что тех, что нравятся мне, еще никто не делал. И хочется поддержать отличных ребят. Еще хочу сделать Совуха (персонаж) по игре Warcraft. Мне он нравится из-за вида, большой и пушистый, птичья голова и шерсть, люблю работать с этими материалами. У меня уже есть подобный костюм, что-то вроде грифона, в нем я ходила уже два раза. Сейчас такие большие костюмы не берут на Игромир, т. к. там большой поток людей и ты просто-напросто не развернешься или просто-напросто застрянешь в проходе.

— Как проходит подготовка к фестивалям?

— Каждый раз, когда едешь на мероприятие, это немножко русская рулетка, ты не знаешь какое покрытие будет, какой подъем на сцене. На Moscow Comic Convention, например, было два подъема, пандус, который назвать-то им нельзя, и ступеньки, по которым конкурсантам не разрешали подниматься. У многих такая обувь, в которой невозможно подниматься по ступенькам. Там же был ковролин на сцене, это ужасно. Есть костюмы, в которых трудно идти по нему, лапы цепляются, мой костюм дракона как раз из тех. Еще ковролин плох тем, что люди, которые танцуют на нём, могут споткнуться. Об этих вещах организаторы не догадываются, поэтому мы посылаем своих на разведку, чтобы подготовиться к тому, что ожидает. Допустим, мы можем поменять подошву или приклеить туда скотч для большего скольжения. Участники заранее знают какие рекламные стенды будут, подбор костюмов зависит в том числе и от игровых стендов. Берут в приоритет те игры или фильмы, стенды которых будут представлены на мероприятии.

— У вас за плечами много фестивалей, расскажите, чем западный косплей отличается от нашего?

— Давно известные факты — в Европе и США это бизнес — там косплееры это модели, которых одевают фирмы, есть прослойка любительского, но люди там одеваются так ради веселья и у этого косплея очень низкое качество. На востоке он тоже либо бизнес, либо любительский, однако там нету фестивалей как у нас или на западе, потому в основном существует только фото-косплей. Мы взяли лучшее с обеих сторон. На западе есть крафтстудии (студии, создающие костюмы на заказ), которые между собой не конкурируют как у нас, потому что это очень востребовано, некоторые даже делятся заказами. У нас наоборот, очень мало достойных заказов и все пытаются захватить монополию в этой сфере, поэтому у нас все очень жестко получается. На Западе косплей-моделей в профессиональном косплее гораздо больше, это именно те люди, которых нанимают фирмы. Костюмы им делают на заказ, а их обязанности — отыгрыш и соответствие лицу персонажа. У нас не так, ты сначала подбираешь себе персонажа, делаешь костюм и изо всех сил пытаешься пробиться для того, чтобы это было кому-то нужно, но это если хочешь самоокупаемости. А так в основном у нас делают очень дорогие и качественные костюмы, но для себя. Потом их пытаются перепродать и на этом все заканчивается. Наши косплееры, фурсьютеры (создатели костюмов животных), выставляют свои работы на американский рынок, для них это считается высоким уровнем, у них в стране это слишком дорого, а у нас цены мизерные, потому что там это популярно, а у нас нет. Как только выходит новая игра — сразу ищут лицо, которое будет в образе одного из персонажей выступать. У нас, в большинстве своем, всем все-равно. Наш косплей по уровню продвинулся дальше, но из-за убогой поддержки все это мало востребовано.

— О каком из них остались самые приятные воспоминания?

— Сейчас мне приходится посещать много мероприятий, так что это уже похоже на работу. Впечатлений больше всего с Игромира, как с самого масштабного гик-конвента, а самые теплые воспоминания конечно о Они-но-Йору(Oni no Yoru) — там всегда много друзей и знакомых и сама атмосфера традиционного японского фестиваля возрождает первые впечатления о таких фестивалях.

— Возможно ли зарабатывать на жизнь крафтом и косплеем?

— Нас таких не много, кто умудряется на это выживать, правда, моя работа официально оформлена. Тут либо ты работаешь ради удовольствия, берешь денежку только за материалы, либо и за время и саму работу, самоокупаемость-то должна быть. Есть некоторые мастера, которые работают в студиях, но это коллективная работа, артель, которые изготавливает заказы. Чтобы сделать какой-то крутой костюм, надо посидеть несколько месяцев, не делая никаких заказов. Я обычно то участвую в фестивалях, то меня приглашают помогать на них, или в жюри. Поэтому я редко бываю дома и могу работать для собственных костюмов. Казалось бы, ничем не занимаюсь, но все время расписано.

Беседовал Василий КЛАДОВ

Top