Как на «Былинном берегу» по одежке встречали

  • kostyum3-e1503914316484.jpg
  • kostyum1-e1503914281809.jpg
  • kostyum2-e1503914255162.jpg

Конкурс исторического костюма — один из самых ярких моментов реконструкторского фестиваля «Былинный берег», прошедшего в последние выходные июля в Кимрском районе. К созданию конкурсных работ ребята подходят так основательно, что о каждой маленькой застёжке можно услышать целую лекцию.

Мимо белых палаток бредет молодой человек в малиновом кафтане и шапке с меховой опушкой. Он провозглашает в мегафон:

— Конкурс исторического костюма — через десять минут под тентами!

Ему кричат:

— А из какого века твой мегафон?

— Да у меня все из Бирки!

Бирка — довольно популярный среди реконструкторов древнейший скандинавский город. В IХ — Х веках он был крупным торговым центром шведских викингов. Активные археологические раскопки и большое количество сохранившихся предметов одежды очень облегчили задачу ребят, озабоченных поиском исторических и археологических источников для своих костюмов. Традиционно конкурс проводится в двух номинациях: мужской костюм и женский. Судьи оценивают работы участников по четырем критериям: аутентичность, органичность, соответствие внешнего вида заявленному социальному статусу и красноречие — способность складно рассказать о наряде.

Первое место среди женских костюмов заняла Елизавета Тимошкина, с костюмом замужней женщины из семьи среднего достатка, вторая половина ХI века, северно-западное Приладожье (Карелия). Длинный сарафан цвета индиго, на плечах — шерстяной платок. Роскошные волосы целомудренно убраны под белый льняной платок.

— Так как в Карелии и Финляндии холодно, большую часть костюма составляют шерстяные вещи. В частности — широкий платок с типичной для финно-угров и балтов бахромой по краям. Корела вообще часто заимствовали у соседей финнов детали гардероба. А вот сарафаны с широкими лямками и передники, украшенные металлическими спиральками по периметру — это уже типично карельские элементы.

Первое место среди мужских костюмов — Дмитрий Буров, костюм старшего дружинника, Киевская Русь, X век, по материалам археологических раскопок Гнёздовских курганов в Смоленской области. Представляя свою работу, Дмитрий рассказал и о византийском медальонном шелке, которым отделана рубаха, наборном поясе, серебряных перстнях. Оказывается, вся княжеская дружина была обязана носить нательные кресты. Большой интерес у жюри конкурса вызвал длинный нож скрамасакс. Костюм позиционировался как гражданский выходной, не предусматривающий боевого оружия. Однако, как объяснил Дмитрий, воину не полагалось гулять вовсе без защиты, и нож мог пригодиться для ближнего боя во внезапной стычке.

— А почему же у вас на шелковых вставках медальоны не состыкованы?

— Византийский шёлк на Руси был слишком дорог, не всякий мог позволить себе цельный крой — вот и приходилось кое-где обходиться кусочками.

Второе место заняли очень красивые костюмы мадьяр (венгров), представленные сразу в двух вариантах — мужской (Никита Болбиков) и женский (Анастасия Попова).

— К сожалению, почва Карпатского бассейна почти не сохраняет органику: текстиль, кожу — посетовал в начале своего выступления Никита, — так что пришлось искать, какие народы общались с мадьярами во время миграций. Так, например, араб Ибн-Руст писал, что мадьяры красивы и хорошо сложены, одежду шьют из валяной шерсти простого сукна, а оружие украшают серебром и речным жемчугом.

«Угро-мадьярский свободный воин, середина X века» — это целый комплекс костюмов разного бытового назначения, но по правилам конкурса, представить можно только один. Никита выбрал парадный вариант для переговоров и официальных мероприятий. В него, к сожалению, не вошли ни парчовая шуба, подбитая овчинным мехом, ни полный воинский доспех с кольчугой и вооружением. Но все равно было, на что посмотреть, шапка с мехом куницы, кафтан из зеленого шелка, украшенный орнаментом из медальонов с мифологическими летающими собаками — сенмуврами. Кстати, цельный крой ясно давал понять, что с финансами у свободного воина все в порядке. Это подтверждало и большое количество аксессуаров: серебряный перстень со звездой, миниатюрная, помещающаяся в сумочке-ташке чеканная посеребрянная чаша, созданная по мотивам такой же, найденной в одном из венгерских погребений в Словакии, бронзовая копоушка (заменяла нашим предкам ватные палочки, но выглядела как украшение), бронзовые подвески в форме секиры и креста, витые браслеты и кожаный пояс с украшениями, похожими на металлическое кружево. Весь костюм целиком обошелся Никите в сумму более 200 тыс. руб.

— Очень приятно, что ребята, которые участвуют в конкурсе уже не первый раз, прислушиваются к нашим советам, дорабатывают костюмы, учитывают замечания, — делится мыслями одна из членов жюри, Олеся Гущина из орловского клуба «Эваз». — Важно не только правильно и красиво сконструировать костюм, но и грамотно рассказать о нем, уметь объяснить все его детали с точки зрения социального статуса и функциональности.

К сожалению, пока что страдает зрелищная сторона конкурса. Во-первых, далеко не все участники при представлении костюма могут работать именно на публику, а во-вторых, когда начинаются дискуссии с жюри на тему источников и прочих технических моментов, многим зрителям становится непонятно и скучно. В предыдущие годы конкурс хотя бы проводили на сцене и действо немного оживлял ведущий с микрофоном, а некоторые участники выступали в определенном образе, демонстрируя свои таланты: играли на музыкальных инструментах, устраивали боевые поединки за призовые места. Но это оставляло в тени других, менее артистичных участников.

Как быть с противоречием между зрелищностью и научностью, организаторы пока не решили. Может быть, в следующем году нас ждет какой-то принципиально новый вариант. Очень бы хотелось, потому что конкурс исторического костюма на «Былинном Берегу» имеет важное просветительское значение. Это наглядная и красочная защита серьезной исследовательской работы, ожившая музейная экспозиция со своим внутренним драматизмом и эффектом путешествия во времени.

Надежда ТИТОВА

Фото Александры СТАРОДУБОВОЙ и Нины БУЖИНСКОЙ

Top