Тайны золотого сечения

  • sechenie-3.jpg
  • sechenie-1.jpg
  • sechenie-2.jpg

5 августа 2017 г. в Кимрской муниципальной галерее открылась совместная выставка Петра Гусева и Константина Ефремова. Экспозиции художников разместились по двум залам, для большей убедительности каждый художник выставился отдельно. Если П. Гусев имеет художественное образование, то творчество К. Ефремова, врача по специальности, можно отнести к самодеятельному искусству, не лишенному творческого поиска и интересному по постановке философских задач.

В частности, художник К. Ефремов утверждает, что продуцируемый искусством синтез реальности и есть абсолютная реальность, которая реальнее любой реальности материальной, в ней истинное состояние и назначение человека. Из этого можно заключить, что реальность для художника не одна, а его искусство объединяет по крайней мере несколько таких реальностей, однако можно поспорить, что назначение человека состоит в том, чтобы жить в таком синтезе реальностей, вернее, выжить. Спорность позиции автора подкрепляет следующее утверждение К. Ефремова, что в искусстве есть нечто такое, что даже нельзя объяснить системным анализом.

Речь идет не более как о гармонии, которая есть тайна для художника К. Ефремова. Если обратиться к истории искусства, то гармония в живописи, скульптуре и архитектуре давно известна под названием золотого сечения. Для всех видов искусства свойственна, как правило, ассиметрия, которая имеет математическое выражение, т. е. объекты в произведениях искусства должны иметь определенные пропорции, которые на зрительном уровне гармонизируют, умиротворяют наше сознание, вызывая чувство восхищения. Это кратные размеры с вытянутым шагом, не воспринимаемые сознанием большинства людей. Но если вы в состоянии их воспринимать, вы почувствуете восхищение при соприкосновении с произведениями искусства.

Пропорции пирамиды Хеопса и греческого храма Парфенон, пропорции в сохранившихся артефактах из древнеримского города Помпеи имеют пропорции золотого сечения. Леонардо да Винчи сознательно использовал золотое сечение в своих работах, также как и русский архитектор И. В. Жолтовский (1867–1959). Золотое сечение характерно для поэзии и музыки, это предположение было развито в работах Э. Розенова в начале 20 века. В кинематографе также часто используется правило золотого сечения — четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Таким образом, гармония в искусстве тесно связана с ритмом, давным-давно разложена на математические составляющие и не являлась тайной даже для древних цивилизаций. Другой вопрос — как ее обрести.

Если обратиться к работам К. Ефремова, выполненных в разных живописных техниках, экспозиционно не объединенных единой задачей, можно заметить, что среди множества заимствований присутствует свое видение реальности, выраженное в тонких трепетных пейзажах с размытыми планами. Романтическое видение художника не предусматривает пропорциональности объектов, которые могут вообще отсутствовать на картине. В таких работах большую роль начинает играть цветовая гамма, которую художник подбирает интуитивно, не пользуясь наработками художественных школ.

В реалистических пейзажных работах П. Гусева доминируют декоративные приемы, среди них есть живопись в классическом реализме. Немногочисленные работы в технике пастели и сангины нельзя назвать неудачными, интересен также представленный триптих 2002 г. в манере жанровой композиции, состоящий из работ «Коридор», «Кухня» и «Баня». В триптихе автор с юмором и драматизмом предельно реалистично изображает тяжкий быт коммунальной квартиры.

Следует заметить, что экспозиция работ П. Гусева представлена широким спектром жанра — среди преобладающего пейзажа в стиле декоративного реализма присутствует также натюрморт и портрет, немалая часть работ посвящена обнаженной женской натуре, причем триптих художника «Три грации» 2004 г. может ввести в замешательство даже искушенных зрителей ракурсом натуры.

Однако проблемность восприятия работ в пространстве галереи более всего создает ее интерьер с множеством окон, в простенках которых висят работы художников. Если речь идет об экспозиционном помещении картинной галереи, то в нем не должно быть игры солнечного света и тени через оконные проемы, что меняет длину цветовой волны художественных работ и создает проблемы с восприятием. Требованием к экспозиционным залам является в частности наличие неизменяемого бокового или верхнего освещения, что полностью отсутствует в данном случае. Неудачно выбрано также дизайнерское решение планировки залов, которые более напоминают танцклассы балетной школы. Для разбивки плоскостей и максимального использования площадей в выставочных залах обычно ставятся мобильные перегородки, обтянутые холстом, которые зажимаются между полом и потолком с помощью пятки и винта.

К слову сказать, непонятно также само определение залов как «галерея». Следует учитывать, что картинная галерея — это музей, имеющий в фондах определенный запас работ высокого художественного уровня и составляющий из них постоянную экспозицию, но проводящий также плановые тематические выставки при наличии штатных искусствоведов. Именно искусствовед определяет художественную ценность работ при составлении экспозиции галереи.

При отсутствии подготовленных кадров учреждение подобного рода в г. Кимры фактически является выставочным залом любительского уровня, проводящим экспозиции с ограниченным временем по текущему графику, где художественный уровень работ стоит под большим вопросом. При открытии подобных заведений следует помнить, что галерея или выставочный зал — это не просто объект отдела культуры, а лицо города, где уровень экспозиции — это показатель его культуры.

Г. ВАСИЛЬЕВА, художественный критик МХФ

Top