Зрителя надо удивлять

В рамках «Больших гастролей» на сцене Кимрского театра драмы и комедии 16, 17, 18 марта шли представления Арзамасского театра драмы.

«Большие гастроли» организованы Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» по поручению Министерства культуры Российской Федерации.

На сцене нашего театра прошли две детские постановки и два вечерних спектакля. До начала представлений мне удалось встретиться и поговорить с главным режиссером Арзмасского театра драмы Александром Ивановым и заместителем директора по зрителю Еленой Вагиной.

Зрителя надо удивлять

Александр Иванов:

— Арзамас – один из самых крупных городов Нижегородской области, население 100 тысяч человек. Как видите, достаточно большой город, а театр в нем один. И он пользуется большой популярностью у зрителей, что очень отрадно. Знаете, судьбы Арзамасского и Кимрского театров во многом схожи, даже датами рождения – Кимрский родился в 1942 году, а наш – в 1943 году. Схожи наши творческие пути-дороги, ибо наши репертуары перекликаются. Мы ставим то, что интересно зрителю. Мы должны все время его удивлять, чтобы не пропал интерес к театру. Знаю, что и Кимрский театр любит и уважает своего зрителя. Кстати, и труппы, что в нашем, что в Кимрском театре в основном молодые. У нас 25 актеров, в вашей – 24. Мне, как режиссеру, прекрасно работается с труппой. У нас очень хороший климат.

Мы приехали в Кимры с четырьмя постановками – два детских и два вечерних спектакля. Очень надеемся, что и кимрский зритель нас встретит тепло. Мы первый раз приехали в ваш город с гастролями, хотя гастролируем много. Здесь нас очень гостеприимно встретили. Нас покорил сам театр, его убранство, внешний вид. Мы очень признательны хозяевам за столь теплый прием.

В «Больших гастролях» участвуем впервые, для нас это еще один шанс себя показать и почувствовать другого зрителя в надежде заполучить и его расположение, как арзамасского, например. Надеюсь, мы поймем друг друга. Нашей визитной карточкой является постановка «Тень» по Е. Шварцу. Хотелось бы потом узнать мнение кимряков об этом спектакле.

Елена Вагина:

— Я хотела бы, прежде всего, высказать несколько благодарных слов в адрес директора нашего театра Марины Викторовны Швецовой. Ее с нами здесь нет, но вся административная работа по организации этих гастролей легла на плечи директора. Поверьте, это работа немалая. В обменных гастролях, на фестивалях мы участвуем довольно-таки часто, а в «Больших гастролях» — впервые. Очень надеемся, что наш Арзамасский театр драмы произведет на кимрского зрителя, на коллектив театр такое же хорошее впечатление, какое произвел на нас коллектив вашего театра. Редко где встретишь такую благожелательность, теплоту, которая здесь, в Кимрском театре, да и вообще на кимрской земле, царит. Огромное спасибо хозяевам за это.

* * *

Ну что ж, а теперь самое время сказать и о тех постановках, которые прошли на сцене Кимрского театра. Точнее, я хочу высказать свое, сугубо дилетантское, мнение об одном спектакле, который меня и ошеломил, и потряс.

Это фантасмагория в двух действиях по пьесе Евгения Шварца «Тень», режиссер-постановщик Александр Иванов. В спектакле была задействована почти вся труппа, и актеры работали с полной отдачей, каждый проживал свою роль. Причем, на мой, зрительский, взгляд, трудно выделить кого-либо и сказать, кто хуже-лучше-сильнее-слабее… Если, например, в спектакле «Моя жена – лгунья» меня, да и не только (по отзывам зрителей), покорила Мисс Петинктон, хозяйка приюта, в исполнении Заслуженной артистки РФ Татьяны Нестеровой (по манере игры, энергетике мне очень напомнила Татьяну Пельтцер), то в «Тени» действительно трудно кому-либо отдать предпочтение, настолько слаженной, органичной, пронзительной была игра всех актеров.

Что такое фантасмагория? Словарь гласит – это причудливое, бредовое видение. Не все ли мы порой живем в бреду? Режиссеру и актерам очень тонко удалось показать человеческие пороки – подлость, страх даже перед самим собой, предательство, любовь мнимую и настоящую. Даже собственная тень может на время победить человека, если отпустить ее в свободное плавание. Что, собственно, и произошло с главным героем, интеллигентным, образованным человеком, Ученым, в исполнении Михаила Польдяева. Не замечая того, что рядом и по-настоящему тебя любит, мы иногда мнимое чувство принимаем за настоящее и посылаем вдогонку за этим мнимым даже собственную тень, свое второе я. Избавиться от этого коварного второго я, порой возможно лишь потеряв собственную голову. Но ее теряют оба – ты и твоя тень. Мы не понимаем этого зачастую. Как у Высоцкого: «И тот, который в моем черепке, остался один — и влип». Вот так влип и главный герой. Актер Александр Кистерев в роли Тени очень тонко передал все нюансы второго я Ученого. Очень гармонична игра обоих актеров. Вроде, Ученого и трусом не назовешь, но он именно как трус бежит от собственной тени, и только настоящая любовь, которая всегда была рядом с ним, Аннунциата, актриса Юлия Польдяева, помогает своему любимому взглянуть, так сказать, правде в глаза. И вот опять, как у моего любимого Высоцкого:

«Я из повиновения вышел

За флажки – жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей».

Конец, как у всякой сказки, счастливый. Герой действительно вышел из повиновения собственной тени. Да, и услышал удивленные крики людей, привыкших пресмыкаться и лизоблюдничать. Не могу не отметить игру еще трех актеров, хотя повторюсь, что весь ансамбль артистов в этом спектакле великолепен. Это Юрий Рослов в роли Министра финансов, Елена Стребкова в роли Первого Министра, сыгравшие таких прожженных чиновников, каких поискать. Кстати, очень они напомнили некоторых нынешних. Ну и игра несравненной Татьяны Нестеровой не может быть незамеченной. Вроде, и роль-то невелика, но это на первый взгляд, она несет огромнейшую смысловую нагрузку. Буквально несколько фраз у этой актрисы, играющей Мажордома, все остальное – действие. Так показать лизоблюдство, употребляю именно это старое слово, это надо действительно иметь большой талант.

Вроде, и сказку посмотрели, но «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В этой сказке намек очевиден. Не разницу между голодом и сытостью нам показали актеры Арзамасского театра, а пропасть между рабским и свободным состоянием человека. Именно страх не позволяет нам быть свободным. Думаю, зритель это понял. И спасибо режиссеру Александру Иванову, и всем актерам за это. Вы заставили остановиться и оглянуться. Еще мне бы хотелось отметить и правильные костюмы, правильные именно для этой постановки, отличное музыкальное оформление. Особое спасибо балетмейстеру-постановщику Анне Копытинской. Танцевальный итог спектакля никого не оставил равнодушным. Будем надеяться, что гастроли Арзамасского театра драмы в Кимрах не последние, и арзамасцы еще раз захотят к нам приехать.

Зоя Кораблина

scroll to top