Он сыграл на сцене Кимрского театра драмы и комедии более 100 ролей. Один из талантливейших актеров нашего театра. Зрители и поклонники 20 лет назад сокрушались, что он уходит в режиссуру. Но сегодня мы радуемся, что в Кимрском театре появился не менее талантливый режиссер, умеющий динамично выстроить действие, завлечь зрителя, бережно относящийся к авторам, чьи пьесы ставит, помогающий талантливым актёрам полностью раскрыться в роли. Он – это главный режиссер Кимрского театра драмы и комедии, Заслуженный артист России Евгений Викторович Сикачёв. Только в последнее время он поставил такие сильнейшие спектакли, как «Три сестры» А.П. Чехова, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Загадка Дома Вернье» А. Кристи, Г. Тома, «Отелло» У. Шекспира, потрясшая многих зрителей премьерная постановка этого сезона «Сказание об Анне» по произведению З. Тоболкина и многие другие.
В конце марта наш театр ездил в рамках «Больших гастролей» в Арзамас. После этих гастролей мы встретились с Евгением Викторовичем, чтобы поговорить и о них, и о дне сегодняшнем и завтрашнем театра.
— Евгений Викторович, как прошли «Большие гастроли» нашего театра в Арзамасе? Как встретили арзамасские зрители кимряков?
— Наш театр, считаю, проявил себя с очень хорошей профессиональной стороны. Мы повезли и представили на суд арзамасских зрителей такие серьезные постановки и интересные, на мой взгляд, как «На бойком месте» А. Островского (ред. – кстати, в главной роли сам Евгений Сикачёв) и «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, детские – «Чудесный колодец» Л. Духониной и «Чиполлино и его друзья» С. Прокофьевой и И. Токмаковой. Арзамасский зритель принял нас очень тепло и радушно. Детей вообще трудно было удержать в зале, так они активно переживали за все происходящее на сцене. Сдерживали их эмоции только взрослые. Гастроли прошли удачно и достойно. Свою миссию мы выполнили. Показали свое мастерство в полной мере. И зритель это оценил. Как отметили потом и зрители, и критики, и наши коллеги, что труппа нашего театра очень сильная, профессиональная, талантливая.
— А что бы Вы, Евгений Викторович, сказали об актерах Арзамасского театра драмы, о молодом режиссере их театра Александре Иванове?
— Я, наверное, повторюсь, тем не менее, скажу, что наши труппы действительно во многом схожи. Актеры молоды, талантливы. Гастроли арзамасцев также весьма успешно прошли в нашем городе. Мы коллег встретили душевно и приветливо, с тем гостеприимством, на какое способны. Что касается режиссера Александра Иванова… Бесспорно, он талантлив, с задатками очень большого мастера. Александр из Петербурга, и петербургский, интеллигентный, тонкий почерк очень чувствуется.
— Я права или мне кажется, что два театра подружились, что весьма редко бывает в творческой среде?
— Не кажется. «Большие гастроли» именно с этим театром нас подружили. И вы правы, подобное действительно бывает не часто. В данном случае гастроли пошли на пользу обоим театральным коллективам, каждый из которых почерпнул что-то новое для себя. Взаимная дружба может только обогатить нас. Дай Бог, если все сложится, как планируется. Со временем Александр Иванов поработает и с актерами нашего театра, поставит с ними спектакль на нашей сцене. Мы сошлись с арзамасцами. У нас одни взгляды на творчество, а это очень важно.
— Не могу возразить на этот счет. Действительно, очень важно – смотреть в одно окно и видеть одинаковый пейзаж. Вы довольно-таки часто приглашаете разных режиссеров для работы с нашими актерами. С какой целью Вы это делаете?
— Да, мы взяли за правило приглашать новых режиссеров в наш театр. Пять режиссеров уже поработали с нашими актерами. Каждый новый режиссер – это новая школа, другая ступень мастерства… Это и разнообразие для зрителя, и актеры с каждым режиссером по-разному работают, другая школа, обогащение актерского мастерства. Оно, как правило, растет, оттачивается.
— А что Вы, Евгений Викторович, можете сказать о сегодняшней труппе нашего театра?
— Труппа молодая и очень сильная. Все актеры труппы талантливы. С ними хорошо работается. У каждого актера свой почерк, одинаковых нет. Я очень доволен работой труппы. С таким коллективом можно решать большие задачи. Могу смело сказать, что лучшие произведения мировой классики подвластны нашим актерам. Они хорошо двигаются на сцене, поют. Например, в «Сказании об Анне» труппа поет акапельно, что производит очень сильное впечатление на зрителя. Наши актеры владеют этой формой сосуществования на сцене.
— Да, посмотрев ряд спектаклей, я в этом тоже убедилась. Владеют и совсем недурно. Вы приглашаете балетмейстера, хормейстера?
— Сами понимаете, в масштабах нашего города таких специалистов найти не просто. Приглашать профессионалов со стороны – связано с большими финансовыми расходами. Но мы нашли все-таки у себя и, считаю, неплохих специалистов. Хормейстер – это известная в городе и не только Зинаида Демакова, хореограф – Светлана Кунгурова. Они умело работают с труппой, и дело свое знают. Так что пока эта проблема решена успешно, замечу, не без помощи нашего директора театра Татьяны Ивановны Сараевой. Собственно, на ней и лежит вся административная работа. Татьяна Ивановна беспокойный человек. Во многом ее заслуга, что мы работаем в комфортных условиях. Наша задача – творить, все остальное – Татьяна Ивановна. В данный момент обстановка в театре творческая. Что это такое? Скажу – творить может только свободный человек. В рабстве творить нельзя. Мы делаем все, чтобы зритель это ощущал.
— Думаю, ощущает. Как только входишь в наш театр, начинаешь по-другому себя чувствовать. Живая музыка, звучащая в фойе, уже настраивает совсем на иной лад. Маэстро Борисов давно работает с вами?
— Владимир Борисов настоящий музыкант, мастер своего дела. Наш зритель давно наслаждается его виртуозной игрой на рояле. Есть у нас с ним кое-какие задумки, например, сделать совместный спектакль. Но это впереди.
— Евгений Викторович, пандемия сильно повлияла на творчество?
— На творчество – нет. Театр жил. Но он живет для зрителя, а когда зрителей всего ползала… Хотя актеры работали одинаково с полной отдачей – и когда целый зал, и когда ползала. Сейчас мы практически преодолели этот период. Зал заполняется на 75 процентов. Люди с удовольствием приходят в театр. Им хочется праздника.
— Согласна. Как говорила большая поклонница театра Ида Михайловна Айдинова, театр – всегда праздник, встреча с актерами, с новыми спектаклями и просто с друзьями, возможность поговорить, обменяться впечатлениями от увиденного. И она права и не одинока в своем мнении. На последней премьере «Чудаки» по пьесе Родиона Белецкого «После армии» зал был полон, хотя и не все зрители восприняли эту постановку однозначно, тем не менее, большинство сказало: имеет право быть. А как Вы считаете? Ведь это тоже постановка приглашенного режиссера Павла Прибытка?
— Вот так бы и сказал: имеет право быть. Большинство зрителей ее поняли и приняли. Да, есть люди, которые не принимают те или иные постановки. Но это их право. Есть и другое правило – зритель, посмотрев постановку несколько раз, может открыть ее для себя заново. И то, что было непонятным вначале, становится понятным теперь. Зритель, он тоже воспитывается, приходя раз за разом в театр.
— Существует расхожее мнение – театр должен воспитывать.
— Театр не может, к сожалению, перевоспитать убийцу, вора, взяточника, но может вызвать чувство покаяния – это под силу театру. Даже просто человек зашел в театр, порой, не зная ради чего, а вышел оттуда задумавшийся: а так ли я живу? Все ли правильно делаю в этой жизни? Если человек задается такими вопросами, считайте, театр, режиссер и актеры свою миссию выполнили. Все люди разной закрытости. У одних душа закрыта больше, у других она откликается быстрее. Вот если нам удалось затронуть эти глубоко спрятанные внутренние душевные струны человека, удалось открыть эти душевные клапаны, тогда это хорошо, тогда это победа.
Я, как режиссер, когда работаю с актерами, именно такую задачу перед собой и ставлю. Я стараюсь уходить от пошлости на сцене, при этом показывая жизнь таковой, какая она есть в реальности, от ненормативной лексики, русский язык и без того очень богат. В конце концов, актер способен одним действием донести до зрителя то, что хотел бы сказать. Ставить спектакль можно как угодно, самое главное – на какой ты стороне: автора или идешь против его воли. А как можно пойти против воли Чехова или Островского. Это классика, а она, как известно, вечна. Все самые серьезные классические вещи на стороне добра. Вот о чем надо всегда помнить режиссеру – на чью сторону ты встаешь. Плохо было бы, если театр пропагандировал темную сторону жизни. Пусть зритель страдает, смеется и плачет, но вместе с актерами побеждает зло в любой ситуации. Через тернии к звездам. Вот такую задачу я всегда ставлю перед собой и актерами как режиссер.
— Кстати, а как актер Вы продолжаете выходить на сцену?
— Только в некоторых, особо любимых постановках. На данный момент у меня три роли. Просто я считаю, что сейчас в труппе много достойных актеров, которые великолепно справятся с теми ролями, которые я когда-то играл.
— В заключение, Евгений Викторович, поделитесь планами театра на будущее.
— Сейчас работаю над «Семейным портретом с посторонним» по пьесе Степана Лобозерова. Я уже ставил этот спектакль. Он о русском народе, о России. Будем добиваться с актерами, чтобы зритель после спектакля вышел с ощущением, что он живет в огромной, прекрасной стране – России, возможно, с потаенной грустью о лучшей жизни. Этот спектакль закрывает нынешний сезон. Сказки тоже будем ставить. Как без них порадовать юного зрителя. Планируем поставить «Коварство и любовь» по Шиллеру. Сейчас ищем другого режиссера для этой постановки. В начале июня приступим к работе над постановкой «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому. Близится юбилей этого великого писателя, а у меня в мечтах и планах более грандиозные задачи – «Братья Карамазовы», «Идиот». Очень люблю эти произведения. Я очень люблю классику, очень люблю старых мастеров нашего русского театра, воплотивших на сцене великие образы.
Планов и задумок много. Спектакль – существо живое, так что посмотрим, как пойдет.
— Евгений Викторович, звание «Заслуженный артист России» Вы получили на тверской земле?
— Да, за развитие театрального искусства в Тверском крае за ряд крупных ролей в более чем ста спектаклях, прошедших на сцене нашего театра. Которые, надо отдать должное, играл благодаря тогда главному режиссеру, Народному артисту России Олегу Лаврову. С его благословления я начал заниматься и режиссурой. Я считаю его своим учителем. Его огромное влияние сказалось на моем творчестве, у Олега Лаврова было чему поучиться. Вторым своим учителем я считаю режиссера Н.А. Рябова. Эти два человека привели меня в режиссуру. Так что у меня были хорошие учителя, и я им благодарен.
— Что ж, Евгений Викторович, желаю Вам и всему Вашему коллективу больших творческих удач, новых интересных находок, новых побед. А пока мы будем с нетерпением ждать новой скорой премьеры и немного с сожалением, так как театральный сезон закрывается в конце апреля. Нам, зрителям, останется ждать нового театрального сезона. Пусть осуществится все задуманное. Наш театр по-прежнему будет вынимать из наших душ тоску и печаль, а дарить счастье и радость от соприкосновения с прекрасным. Он был, есть и, надеюсь, останется лекарем души человеческой.
Зоя Кораблина
Губернатор Тверской области Игорь Руденя и президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин обсудили новые направления сотрудничества
Губернатор Тверской области Игорь Руденя выразил соболезнования в связи с трагической гибелью главы МЧС России Евгения Зиничева
В Тверской области 25 июня в 8 утра открылись 1155 участков для голосования
Татьяна Сергеевна Савватеева: «Я благодарна своей судьбе, что она дала мне в руки дело, которым я не устаю заниматься, которым я хочу заниматься, сколько смогу»