Коррупция – крайне опасное явление, которое наносит существенный вред
обществу, его экономической, социальной и другим сферам.
Задача борьбы с коррупцией является на сегодняшний день острейшей для
нашего общества. Коррупция в России приобрела не просто масштабный характер,
она стала привычным, обыденным явлением, характеризующим специфику нашей
жизни. Это болезнь, разъедающая российскую общественную систему изнутри,
подрывающая экономику, пагубно влияющая на имидж государства в глазах
мирового сообщества. Но главное – коррупция разрушает доверие населения к
власти, по сути, сводит на нет все ее решения, направленные на создание
свободного, демократического общества.
Все это еще более усугубляется в условиях экономического кризиса, когда так
важно обеспечить социальную стабильность в обществе. Именно поэтому борьба с
коррупцией сегодня является приоритетной задачей, определенной Президентом и
Правительством Российской Федерации.
Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25
декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее—
Федеральный закон № 273-ФЗ).
Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача
взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп
либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения
выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного
характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а
также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического
лица.
Федеральным законом №273-ФЗ также определено понятие противодействия
коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, организаций ифизических лиц
в пределах ихполномочий:
попредупреждению коррупции, втом числе повыявлению ипоследующему
устранению причин коррупции;
повыявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию ирасследованию
коррупционных правонарушений;
поминимизациии (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
Запоследние годы вРоссийской Федерации было создано антикоррупционное
законодательство иразработан соответствующий нормативный инструментарий,
позволяющий бороться сэтим негативным явлением. Кроме того, вцелях создания
системы противодействия коррупции вРоссийской Федерации иустранения
причин, еепорождающих, Указом Президента Российской Федерации от19мая
2008г. №815 «Омерах попротиводействию коррупции» образован Совет при
Президенте Российской Федерации попротиводействию коррупции.
Всоответствии сФедеральным законом №273-ФЗ профилактика коррупции
осуществляется путем применения следующих основных мер:
формирование вобществе нетерпимости ккоррупционному поведению;
антикоррупционная экспертиза правовых актов иихпроектов;
рассмотрение вфедеральных органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным
законом отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, нереже одного раза вквартал вопросов правоприменительной
практики порезультатам вступивших взаконную силу решений судов,
арбитражных судов опризнании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений идействий (бездействия) указанных
органов, организаций иихдолжностных лиц в целях выработки ипринятия
мер попредупреждению иустранению причин выявленных нарушений;
предъявление вустановленном законом порядке квалификационных
требований кгражданам, претендующим назамещение государственных или
муниципальных должностей идолжностей государственной или
муниципальной службы, атакже проверка вустановленном порядке сведений,
представляемых указанными гражданами;
установление вкачестве основания для освобождения отзамещаемой
должностии (или) увольнения лица, замещающего должность
государственной или муниципальной службы, включенную вперечень,
установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации,
сзамещаемой должности государственной или муниципальной службы или
для применения вотношении его иных мер юридической ответственности
непредставления имсведений либо представления заведомо недостоверных
или неполных сведений освоих доходах, расходах, имуществе
иобязательствах имущественного характера, атакже представления заведомо
ложных сведений одоходах, расходах, обимуществе иобязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей;
внедрение впрактику кадровой работы федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления правила, всоответствии скоторым
длительное, безупречное иэффективное исполнение государственным или
муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно
вобязательном порядке учитываться при назначении его навышестоящую
должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного
чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
развитие институтов общественного ипарламентского контроля
засоблюдением законодательства Российской Федерации опротиводействии
коррупции.
Одним из элементов механизма противодействия коррупции является
выявление и устранение обстоятельств, способствовавших коррупционным
проявлениям.
В связи с этим, по всем направленным в суд уголовным делам указанной
категории внесены представления о принятии мер по устранению обстоятельств,
способствовавших совершению преступлений, каждое из которых рассмотрено с
принятием превентивных мер по недопущению совершения аналогичных
преступлений в дальнейшей деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления.
Основными причинами, способствующими взяточничеству и совершению
данного вида преступлений, по-прежнему остаются недостатки в организации
служебной деятельности должностных лиц и ненадлежащий ведомственный
контроль за ними со стороны вышестоящих руководителей; нерациональное
распределение обязанностей и недостаточный профессиональный уровень
должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Не в меньшей мере развитию коррупции способствует и само состояние
российского общества, готовность граждан платить взятки за реализацию своих
прав и законных интересов.
Другим, не менее важным элементом механизма противодействия коррупции
является формирование у населения системы взглядов, включающих нетерпимость к
коррупционным проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции
на развитие российского общества в целом.
Реализация данной задачи достигается посредством широкого освещения в
средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной
ответственности коррупционеров.
При помощи средств массовой информации общественность информируется о
фактах возбуждения уголовных дел коррупционной направленности, о результатах
расследования, вынесении приговоров судами и назначенных наказаниях.
В связи с вышеуказанным важным направлением борьбы с коррупцией
является формирование антикоррупционного мировоззрения у граждан. Каждый
гражданин может внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией, не
оставаясь равнодушным к любым проявлениям коррупции.
Граждане, располагающие информацией о преступлении коррупционной
направленности могут обратиться с заявлением на личный прием в следственный
отдел по г. Кимры СУ СК России по Тверской области.
Следственный отдел по г. Кимры
СУ СК РФ по Тверской области