Доброта и теплота сердец, милосердие и любовь – о них не упоминается ни в одной должностной инструкции, но именно эти качества составляют основу работы педагогов тверской школы-интерната №1.
В каждом учителе есть птица Феникс
Школа, которая осенью отметит свое 25-летие, известна далеко за пределами области. Победитель многих конкурсов и грантовых проектов, пример для других в формировании культуры здоровья, доступной среды, патриотической и нравственной работы, в 2012-м школа-интернат №1 стала федеральной стажировочной площадкой по распространению модели успешной социализации детей. Сюда, в ресурсный центр, приезжают за опытом педагоги со всей области. Здесь проходят региональные этапы всероссийского конкурса «Лучший по профессии». Гостей удивляют многим – большим музеем, информационным центром, современным конференц-залом, возможностями проведения вебинаров и интерактивных уроков. Но главный ресурс школы – ее педагоги. «Все дети разные, но они нам не чужие. Понять, отогреть душу ребенка, помочь ему поверить в себя – вот главные принципы нашей работы», – говорит заслуженный учитель России, директор школы Нина Мякинникова.
Сегодня мы решили рассказать об одном из 67 педагогов уникальной команды – учителе начальных классов, почетном работнике образования РФ Нине Касмининой, которая для многих мальчиков и девочек навсегда останется первой учительницей и человеком, открывающим мир знаний.
Ситуация успеха
«Нина Ивановна у нас признанный ас, в совершенстве владеет коррекционно-развивающими технологиями, а в прошлом году взяла очень сложную группу», – рассказывала о ней заместитель директора по УР Светлана Нечаева, пока мы шли по светлым коридорам в класс, чтобы побеседовать с самим учителем о педагогике и жизни.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Эти слова Антона Макаренко для Нины Касмининой – кредо профессии, которой она отдала 44 года жизни. Из них 16 лет проработала с детьми с задержкой психического развития, требующими особого такта, любви и мастерства.
Мамам и папам она говорит: «Вам повезло со школой. Здесь у детей вырастают крылья».
Конечно, с особенными детьми работать не просто. Но главная проблема не в этом. К ним часто приходят ребята из общей школы с потухшим взглядом, неуверенные в себе. Требуется немало сил и терпения, чтобы растопить лед в душах, вернуть мальчишкам и девчонкам веру в свои силы. По мнению педагога, для таких школьников особенно важна ситуация успеха. Надо, чтобы ученики верили: все цели достижимы, если очень постараться. Об этом же говорят и истории ребят.
Слава Л. пришел к ним в третий класс. Он сидел привычно за последней партой и потихоньку посвистывал, игнорируя все обращения к нему. Педагог заметила, что мальчик очень хорошо рисует, особенно животных, и предложила ему принять участие в конкурсе рефератов «Обитатели континентов» про живой мир планеты. Славу тема заинтересовала, в итоге его работа вошла в число лучших. Никите У. трудно давалась математика, но он старался изо всех сил. Вскоре после выпуска подросток поделился радостью: «Нина Ивановна, я поступил в колледж, учусь на механическом отделении».
У Насти Я., которая пришла к ним из обычной школы, были проблемы по всем предметам. Крепость знаний брала упорством. На областном празднике юных орнитологов девочка заняла второе место. На встрече с ветеранами Настя читала любимое стихотворение своей учительницы «Был трудный бой» Александра Твардовского. И как читала – в зале стояла оглушительная тишина.
Сейчас в классе Нины Ивановны учится девочка Соня, она очень быстро устает, потому требует особых подходов. Достижением года стало то, что Соня научилась читать, писать и считать. Родители часто говорят педагогу: «Вы сотворили чудо». За каждым таким успехом – колоссальные затраты эмоциональных и физических сил: весь урок учитель, словно маятник, передвигается по классу от одного ученика к другому, с каждым надо поговорить, подержать за руку.
Нескучные уроки
В первом классе на уроке чтения в ее классе изучали… марсианский язык. Мой вопрос педагог упреждает своим: «Скажите, если я объявлю ребятам: «Мы будем изучать слоговые таблицы» – разве это интересно?». Марсианский язык означает обязательное 5-минутное тихое жужжащее чтение на каждом уроке. Проверено: метод дает толчок к улучшению техники чтения.
Она учит тому, чтобы ребенок мыслил и рассуждал о прочитанном в книгах Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Бориса Житкова, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Льва Толстого.
Не случайно в ответах ученика на первом месте: я думаю, я считаю…
Урок математики в первом и втором классах начинается с игры, в которой дети путешествуют по лесу, где каждая тропинка – строчка в таблице. В третьем и четвертом классах игр становится меньше, в этом возрасте важно прививать самостоятельность. Расширять круг интересов детей помогают проектные работы. Из шкафа, похожего на волшебный сундучок, учитель достает немало интересного. Вот, например, разноцветные куклы-колокольчики и куклы-кубышки с травами. Все это богатство школьники создавали на уроках технологии, когда начали проект — народная кукла. Педагог показывает рефераты на тему «Моя любимая кошка», где дети делились историями о своих любимцах, а учительница рассказала о своем шотландском котике Альфе и даже фильм показала, как он умывается в ванной, что вызвало общий восторг. Потом обсуждали, как понимать кошачий язык, ухаживать за животными, отвечать за тех, кого приручили.
Многие ребята занимаются творчеством в школьных кружках: вокальном, хореографическом, театральном, в школе они созданы по 27 направлениям. Ее первоклассникам по душе пришлось искусство оригами. В бумажных поделках – узнаваемые герои любимых сказок, а композицию с ракетой и инопланетянами создавали к Дню космонавтики.
Ученики в ее классе рисуют, отправляются в путь вместе с великими путешественниками, готовят презентации, учатся пользоваться современной техникой. Общая гордость — школьная оранжерея. Зеленые богатства собирали всем миром, когда Нина Ивановна вела кружок «Юный эколог». Сейчас эстафету подхватила Ирина Арбузова. За цветами все ребята ухаживают с большим удовольствием.
Нина Ивановна подытожит: «Учитель любит все, чему учит детей».
Тратить себя без остатка
Свой главный выбор она сделала еще в детстве, когда семья жила в Спировском районе. Родители работали, а Нина по праву старшей сестры опекала четверых братьев. В школе ей нравились многие предметы, а первая учительница Мария Арсеньевна запомнилась добротой и справедливостью. Она не только открывала дорогу к знаниям, но и учила не отступать от цели. После 8-го класса Нина вместе с подругой поехала в Новгородскую область, поступила в Боровичское педучилище. Там встретила удивительного педагога и наставника – Евдокию Павловну Павлову, она вела математику и на первых уроках сказала жестко: «Те, кто не любит учиться и корпеть над уроками, могут собирать вещи и отправляться домой».
После окончания учебы молодой специалист поехала в Наговскую школу Старорусского района. В это же время поступила в институт, в 1980-м успешно защитила диплом и осталась преподавать в начальных классах. Позже, когда вернулась на родину, 18 лет трудилась в Краснопресненской средней школе на станции Кулицкая, которая была базовой площадкой областного института усовершенствования учителей. Два раза в год, осенью и весной, лучшие педагоги давали там открытые уроки. Так Нина Касминина стала наставницей для десятков молодых учителей Верхневолжья.
В 1989 году муж, по профессии строитель, получил квартиру на Дачной улице. Семья переехала в Тверь. Нина Ивановна уже в нашем городе сеет зерна доброго и вечного, делится опытом с молодыми.
Говорим с педагогом о наставничестве. В западных традициях есть понятие менторство, по имени персонажа «Одиссеи» Ментора, который был смотрителем на Итаке, так как не мог воевать против Трои, и сама богиня воплощалась в его облике, чтобы остановить Телемаха в трудных ситуациях. Вспомнив историю, Нина Ивановна улыбнулась:
«В традициях русских учителей в педагогике и наставничестве тратить себя без остатка, чтобы потом возродиться как птица Феникс».
Когда тебя ждут
У Нины Касмининой двое взрослых сыновей, подрастают пятеро внуков, которым бабушка дает уроки добра, трудолюбия, верности призванию. Хотя для нее нет чужих детей. О школе Нина Ивановна говорит: «Для меня работа там – это и есть жизнь. Порой голова болит, тяжесть в теле, но встаешь и идешь, потому что тебя ждут дети, ждет Юра, у которого тяжелый ДЦП. Мальчик не говорит, руки и ноги не работают, но хочет учиться». Призналась: его родители думали, что она уйдет, когда увидит их Юру. Она не ушла. Идет с ним по жизни четвертый год: читают, изучают математику, готовят презентации. Нина Ивановна с гордостью говорит: «Юра светлый и успешный мальчик. Знает таблицу умножения».
Она с нетерпением ждет 1 сентября, встречи со своими второклассниками. После торжественной линейки проведет урок. На этот раз он посвящен важным событиям года – 700-летию подвига святого князя Михаила Тверского и 650-летию со дня преставления святой княгини Анны Кашинской. Ей предстоит открыть детям еще одну истину – без истории нет настоящего.
Автор: Галина СМИРНОВА
Жители Тверской области могут пополнить Всенародный депозитарий «Лица Победы» историями своих родных-участников Великой Отечественной войны
В индустриальном парке «Боровлево» в Тверской области появится производство решётчатого настила
Губернатор Игорь Руденя вручил награды лучшим социальным работникам Тверской области накануне профессионального праздника
Игорь Руденя поздравил со столетием участницу Великой Отечественной войны Клавдию Фёдоровну Сенаторову