Коррупция – серьёзный вызов для любого государства и общества. В современную эпоху её характерной чертой стала универсальность: она существует повсеместно, вне зависимости от уровня социально-экономического развития государств; проникает во все сферы жизни.
Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Одним из элементов механизма противодействия коррупции является выявление и устранение обстоятельств, способствовавших коррупционным проявлениям.
В связи с этим, по всем направленным в суд уголовным делам указанной категории внесены представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, каждое из которых рассмотрено с принятием превентивных мер по недопущению совершения аналогичных преступлений в дальнейшей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Основными причинами, способствующими взяточничеству и совершению данного вида преступлений, по-прежнему остаются недостатки в организации служебной деятельности должностных лиц и ненадлежащий ведомственный контроль за ними со стороны вышестоящих руководителей; нерациональное распределение обязанностей и недостаточный профессиональный уровень должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Не в меньшей мере развитию коррупции способствует и само состояние российского общества, готовность граждан платить взятки за реализацию своих прав и законных интересов.
Другим, не менее важным элементом механизма противодействия коррупции является формирование у населения системы взглядов, включающих нетерпимость к коррупционным проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции на развитие российского общества в целом.
Реализация данной задачи достигается посредством широкого освещения в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности коррупционеров.
При помощи средств массовой информации общественность информируется о фактах возбуждения уголовных дел коррупционной направленности, о результатах расследования, вынесении приговоров судами и назначенных наказаниях.
В связи с вышеуказанным важным направлением борьбы с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения у граждан. Каждый гражданин может внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией, не оставаясь равнодушным к любым проявлениям коррупции.
Граждане, располагающие информацией о преступлении коррупционной направленности могут обратиться с заявлением на личный прием в следственный отдел по г. Кимры СУ СК России по Тверской области.
Следственный отдел по г. Кимры
СУ СК РФ по Тверской области
Губернатор Тверской области Игорь Руденя и президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин обсудили новые направления сотрудничества
Губернатор Тверской области Игорь Руденя выразил соболезнования в связи с трагической гибелью главы МЧС России Евгения Зиничева
В Тверской области 25 июня в 8 утра открылись 1155 участков для голосования
Татьяна Сергеевна Савватеева: «Я благодарна своей судьбе, что она дала мне в руки дело, которым я не устаю заниматься, которым я хочу заниматься, сколько смогу»